Вор и сыщик: два в одном

Общество

Сегодня вступает в законную силу приговор в отношении Николая Николаева – последнего (по времени ареста) активного участника группы милиционеров Южного административного округа, «крышевавших» в 2003–2005 годах значительную часть автоугонного и «перелицовочного» криминального бизнеса столицы. Глава банды, бывший майор милиции Валентин Годовкин, сидит уже более полугода.День 17 июля 2003 года известный московский автомаклер Константин Курочкин вполне мог бы считать одним из самых удачных в своей карьере. Найденный им «под заказ» «Ауди А6» был благополучно «перелицован» и оформлен надлежащим образом. Покупатель привез с собой на встречу полный расчет – 48 тысяч долларов, получил машину и документы и отбыл в неизвестном направлении (больше в поле зрения следствия ни он, ни машина не попадали).Получив деньги, Курочкин вместе с приятелем Хрусталевым, приглашенным присутствовать при сделке для прикрытия и охраны, решили обмыть удачное дело в ресторане «Сан-Диего», что у станции метро «Пролетарская». Они успели выпить по первой и приступить к закускам, когда столик был окружен людьми в штатском, показавшими удостоверения сотрудников милиции. Бизнесменам предложили пройти в машину.То, что сделка с самого начала проходила под контролем угонного отдела уголовного розыска, Курочкин понял еще в машине – сопровождавшие точно знали сумму, которую он получил, следовательно, прослушивали его мобильник. Он не понял только, почему их не повезли в ближайший ОУР или на Петровку, а потащили через полгорода, на Каширское шоссе, 76, к зданию УВД ЮАО.Еще удивительнее было то, что три офицера милиции завели его в 21-й кабинет (Хрусталев и еще четверо сотрудников прошли в другое место), приковали наручниками к батарее, грубо обыскали и, не предъявляя никаких обвинений и не заботясь о приглашении адвоката, начали допрос, что называется, с пристрастием.Да и сам допрос носил весьма странный характер. У Курочкина ничего не пытались выяснить, ему в основном рассказывали, кто он и чем занимается. В частности, он «узнал», что является настоящим мастером своего дела и что перелицованные им угнанные машины зачастую не могут отличить от настоящих даже эксперты. Это не могло не вызвать у него определенного чувства гордости. Однако, несмотря на это, деньги пришлось отдать.Практически с момента задержания они уже не принадлежали Курочкину, поскольку, заявив об их изъятии, ему пришлось бы объяснить и их происхождение. Так что вся комедия с 4-часовым допросом была затеяна с одной целью – запугать Курочкина настолько, чтобы он согласился заниматься своей деятельностью под контролем мучителей. На что он и дал полное согласие.Счастливыми обладателями 48 тысяч долларов стали старший оперуполномоченный по особо важным делам 7-го отделения 3-й оперативно-разыскной части при отделе уголовного розыска службы криминальной милиции УВД ЮАО г. Москвы капитан Валентин Годовкин, начальник 7-го отделения 3-й ОРЧ при ОУР СКМ УВД ЮАО г. Москвы подполковник милиции Сергей Бражкин и начальник 3-й ОРЧ при ОУР СКМ УВД ЮАО г. Москвы майор Сергей Макаров.[i]«…Перед допросом у меня отобрали деньги в сумме 48 тысяч долларов США. Во время допроса мне заявили, что автомобиль, который я продал, краденый, и меня привлекут к уголовной ответственности, как соучастника кражи, и посадят в тюрьму.На протяжении нескольких часов на меня оказывалось психологическое давление, мне постоянно угрожали арестом. Кроме того, Годовкин, Бражкин и Макаров сообщили, что они длительное время за мной следят и прослушивают телефонные переговоры. После этого Макаров предложил оставить им деньги, а они в этом случае меня отпустят. К этому времени я был физически и морально сломлен, плохо понимал происходящее и, поэтому был вынужден согласиться… В дальнейшем Годовкин использовал факт этого задержания для того, чтобы вовлечь меня в сбыт автотранспорта, заведомо добытого преступным путем. Примерно в два часа ночи сотрудники милиции отпустили меня и Хрусталева домой…»[/i][i]– Постановление судьи Московского городского суда № ОРМ-863/2003 от 13.05.2003 о разрешении проведения в отношении Курочкина К. В. оперативно-розыскных мероприятий – прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи.– Постановление № 5171, составленное Годовкиным В.В., согласованное с начальником ОУР СКМ УВД ЮАО г. Москвы Макаровым С.В. и утвержденное начальником СКМ УВД ЮАО г. Москвы Барышниковым В.М., о прекращении оперативного дела в отношении Курочкина К.В. в связи с его «отказом от преступной деятельности».[/i]Получение тремя милицейскими офицерами 48 тысяч долларов в тот момент сошло им с рук. Четверо рядовых исполнителей, участвовавших в задержании Курочкина и Хрусталева, получили на следующий день по 600 долларов на брата и, естественно, молчали. Все они позже были осуждены как активные участники группы Годовкина.Информацию о выбитых у него деньгах Курочкин дал значительно позже, в 2005 году, когда перед ним встала дилемма – идти по делу в качестве соучастника или стать потерпевшим и свидетелем.Однако в 2003-м для милиционеров-оборотней все складывалось более чем удачно. Приказом УВД ЮАО г. Москвы № 256 от 30.12.2003 Годовкину В. В. с 28.12.2003 присвоено специальное звание – майор милиции. Его карьера розыскника автотранспорта явно шла в гору. Созданный им преступный бизнес существовал на тот момент уже больше года и начал приносить стабильный большой доход.[i]«Я познакомился с Годовкиным осенью 2002 года, когда перегонял из г.Чоп на Украине в Челябинск для продажи автомобиль «Мерседес Бенц». По дороге я встретился со своим братом Андреем, который в Москве купил автомобиль «Мицубиси Паджеро» и также собирался везти его для продажи в Челябинск. Из Москвы мы выехали вместе, на двух машинах, однако, в г.Бронницы Московской области были остановлены на посту ГИБДД. Сразу после того, как мы припарковали автомобили, к нам подбежали несколько мужчин в гражданской одежде, один из которых – Илья Ефимов – представился сотрудником ОУР УВД ЮАО г. Москвы. Среди этих мужчин также были Сергей Макаров и Сергей Бражкин.Затем нас привезли в УВД ЮАО, где с нами беседовали Макаров, Бражкин и Годовкин, которые заявили, что автомобиль «Мицубиси Паджеро», который купил Андрей – краденый, и у него изменены номера агрегатов. Так как задержали нас на автомобиле, то нам за все и отвечать. Андрея продержали в здании УВД до утра, а меня отпустили подумать, что я могу сообщить о своих знакомых, которые занимаются куплей-продажей автомобилей. На следующее утро я пришел в УВД и рассказал все, что знал о торговцах автомобилями.Мне сказали, что «Мицубиси» они оставляют себе. Потом нас отпустили, и мы уехали в Челябинск. Никаких протоколов мы не подписывали.Через некоторое время мне позвонил Годовкин и сказал, что я работал не с теми людьми и если буду работать с ним, проблем не будет. При этом Годовкин дал мне понять, что «дело «Мицубиси» всегда можно возобновить.Таким способом Годовкин привлек меня к сбыту краденого автотранспорта. В течение 2002–2005 годов я купил у него более 15 автомобилей, украденных в Московском регионе, перегнал их в Челябинск и там продал различным лицам.Спустя некоторое время Годовкин стал знакомить меня с другими людьми, которые участвовали в сбыте криминальных автомобилей. В том числе с Андреем Заболотновым, который изменял на краденых автомобилях номера агрегатов, подготавливая их к сбыту. Кроме того, с Валерием Родионовым, который занимался изготовлением поддельных пластин государственных регистрационных знаков. Поддельные документы на транспортные средства изготавливал какой-то мужчина по имени «Сенегал».За время работы с Годовкиным я познакомился с его коллегами – Ходыревым, Малугиным, Балаевым, Тоскиным, Ефимовым (сотрудниками милиции). Я мог свободно придти в здание СКМ УВД и ждать прихода Годовкина в кабинете любого из указанных сотрудников.Также Годовкин познакомил меня с Александром по кличке «Коса» (Горбатых А. А.), который сбывал автомобили, украденные ворами, специализировавшимися на кражах из карманов людей автомобильных ключей.В конце 2004 года Годовкин приобрел для личного использования за 1300 (!) долларов США у Косы автомобиль HYUNDAI GETZ темно-серого цвета. Он сам заказал подделку номеров двигателя и кузова и пакет поддельных документов. Украденный автомобиль был полностью переделан под «двойник» – аналогичное транспортное средство, зарегистрированное в Москве. Весной 2005 года Годовкин сказал мне, что от знакомых сотрудников УСБ он узнал, что это ведомство интересуется данным автомобилем, поэтому его надо срочно сбыть. Для того, чтобы сбить с толку сотрудников УСБ, он приобрел себе такой же, только «честный» автомобиль. Я забрал у него краденый «Хендай», перегнал его в Челябинск и там продал…»[/i]Таким образом, предстает следующая картина. Годовкин через криминального авторитета Александра Горбатых (Косу) получал информацию о том, какие машины «пасут» его подопечные-карманники.: Тут на таможенный склад поступил «Хендайшн» (Хендай) такой, новый. Вот, значит, там у него 5 тысяч пробега, серебро, уже рестайлинговый. И еще, на автомате он; все, кроме кожи. Вот. Хотелось бы получить «шесть рублей», но, соответственно, оттуда повычитаем.: Да, хорошо, Саш, я сейчас перезвоню тебе.Затем он пробивал по базе ГИБДД указанные машины и определял, есть ли в Москве «чистые» машины такойже марки, модели, года выпуска, цвета и даже оформления салона, заказывал на нее номера и давал команду на угон. Пока машина находилась в его распоряжении, он ничем не рисковал даже в том случае, если на ней установлена скрытая сигнализация. Если что, то машина «найдена в результате оперативной работы». Опасность возникала только ночью, когда в гараже у Заболотного перебивали номера агрегатов. Из гаража выходил уже автомобильдвойник, который Годовкин сам перегонял к дому Курочкина или передавал вызванному из Челябинска Медведеву.С августа 2004 года бурная деятельность Годовкина привлекла внимание службы собственной безопасности и его телефон поставили на прослушку. Опираясь на полученную информацию, в феврале 2005-го с охраняемой автостоянки «Автомобилист ХХI век» на Золоторожском Валу были изъяты автомобили-двойники.Автомобиль TOYOTA AVENSIS 2004 года, первичный идентификационный номер (VIN) SB1BJ56L70E038952, вторичный (поддельный) идентификационный номер (VIN) SB1BR56L50E049084. Проведенным следствием установлено, что в период времени с 20 часов 06.10.2004 до 09 часов 15 минут 07.10.2004 этот автомобиль угнан от дома № 2 по проезду Циолковского в г. Королеве. Передан для ответственного хранения владельцу – Куприянову А.Б.Автомобиль HYUNDAI SANTA FE 2004 года, первичный идентификационный номер (VIN) KMHSC81DP4U700835, вторичный (поддельный) идентификационный номер (VIN) KMHSC81DP4U683862. Расследованием установлено, что 16.08.2004 в период времени с 17 часов 10 минут до 17 часов 25 минут этот автомобиль, имеющий государственный регистрационный знак «М 237 ОК 97», принадлежащий гр-ну Келлеру М.Б., был угнан от дома № 24 по Зеленому проспекту в Москве.02.09.2004 Келлер М.Б. признан потерпевшим и гражданским истцом по уголовному делу.Автомобиль TOYOTA AVENSIS 2003 года, первичный идентификационный номер (VIN) которого не установлен, вторичный (поддельный) идентификационный номер (VIN) SB1BJ56L00E041658, который помещен для ответственного хранения на служебную стоянку автотранспорта ОРБ ДСБ МВД России по адресу: Москва, ул.Малая Коммунистическая, д. 12/14. Установить принадлежность данного автомобиля не представилось возможным.Все двойники были оформлены на Курочкина. Именно для этого – для получения твердого канал сбыта – его и «выпасли» Годовкин со товарищи. Сразу же после обнаружения машин Курочкин выдал все фальшивые документы на машины и написал заявление о вовлечении его в преступную деятельность и хищении 48 тысяч долларов. (далее [b]«Г»[/b]): Смотри, какая ситуация, я даже вот ту, первую, да, еще не забирал. И сегодня даже забирать не буду, я сейчас за нее все деньги отдам, а забирать не буду. Потому что мне ее ставить некуда. Я сегодня получаю номера на твой XTrail и на «Камри».): Отлично. Завтра мой человек в «Камри» сделает все там прибамбасы, замки-х…ки (нецензурно), все вот это. Вообще супер! Я в нее сяду вечером и тебе ее поставлю, к тебе привезу. Правильно. Чтобы она стояла у тебя. А в это время заберу уже тогда одну «Авенсис». Правильно.А вторую, вот которая последняя, не второй, а третий даже, он будет стоять, сколько мы попросим. Но рассчитаться надо будет в понедельник уже точно. В понедельник рассчитаемся, не вопрос. Вот так вот. Потому что просто на улице я не могу бросать машину. Нет, правильно, не надо на улице. Завтра всё сделают, то есть сегодня вечером номера заберу, завтра сделает человек с самой большой машиной, я прикручу, и к тебе приеду, тебе привезу. Отлично.Криминальная организация дала трещину в момент, который поначалу не предвещал ничего тревожного. 3 августа 2004 года два угонщика, которые поддерживали связь с милицейской «крышей», угнали в Подмосковье два автокрана на базе автомобилей «КамАЗ».Причем, им пришлось применять физическую силу и выводить из строя неуступчивых водителей. Однако быстро продать технику у них не вышло.После срыва сделки они решили, что нужно как-то «легализовать» свое приобретение.Они загнали технику в ангар на окраине города Лобня в Мытищинском районе Московской области, и один из них (ранее судимый Сергей Фролов) позвонил старшему лейтенанту Николаю Николаеву. Тот приказал ждать на месте, и доложил руководству о том, что получил от осведомителя информацию, которую необходимо проверить. Затем вместе с Годовкиным, Ходыревым и Тоскиным (все они участвовали в задержании Курочкина) выехал в область. Осмотрев краны, они приняли решение перегнать их в родной ЮАО, на штрафстоянку в Сумском проезде. Николаев снова связался с начальником отдела и выяснил, числится ли в угоне техника с такими номерами. Тот ответил, что нет (уголовное дело по этому поводу было возбуждено на следующее утро), и преступники поняли, что какой-то люфт времени у них есть. Тем более что работу по замене номеров угонщики уже начали. Они вызвали помощь (из криминального сообщества) для перегона кранов и с милицейским эскортом погнали машины с северо-востока области на юг Москвы. По дороге их остановили на посту ГИБДД и они были вынуждены давать объяснения. По дороге и милиционеры, и угонщики вели переговоры об организации стоянки и продаже кранов.Однако начальник отдела Малугин (который в тот момент заменял находившегося в отпуске Сергея Бражкина) не удовлетворился объяснениями Николаева. Он не смог понять, почему его подчиненные вместо того, чтобы передать краны областной милиции, решили гнать их в Москву, и инициировал дополнительное расследование.Поступил сигнал и с поста ГИБДД о подозрительном автопоезде. В итоге, ночью с 3 на 4 августа на стоянке в Сумском проезде оказались одновременно два представителя группы Годовкина, два угонщика-продавца, два потенциальных покупателя из Ингушетии и следственная группа, организованная Малугиным. Одному угонщику и одному покупателю удалось сбежать, остальные были вынуждены давать показания. В том числе, и милиционеры. Эти показания оказались столь путанными, что потребовалось более тщательное расследование. Оно пошло своим чередом, причем, подключилась служба собственной безопасности (ДСБ), которая получила разрешение на прослушивание телефонных переговоров Николаева и Годовкина. Вскоре выяснилось, что и телефон Фролова прослушивался во время кражи кранов по другой линии расследования. В апреле 2005 года Николаев, Тоскин, Ходырев и Годовкин были приглашены для повторной дачи показаний. После этого Николаев и Тоскин, воспользовавшись тем, что их не взяли под стражу, ударились в бега. А Годовкин, не принимавший непосредственного участия в описанных событиях, дал удовлетворившие следствия показания, и был отпущен. Тем не менее, ДСБ продолжала слушать его телефон и получила в руки целый букет разнообразной криминальной информации.В мае 2004 года Годовкин приобрел для себя «Мерседес Бенц Е55 AMG» 1998 года выпуска за 30 тыс. долларов. Машина, найденная Медведевым по объявлению в газете, оказалась «чистой», и майор сразу положил на нее глаз. Однако даже для преуспевающего майора угонного отдела «Мерседес» за 30 тонн баксов – это круто. Поэтому Годовкин оформил машину на своего бывшего подследственного – Евгения Карасева. При этом, естественно, машиной в полной мере владел милиционер.На ней он и врезался 4 сентября 2004 года в дерево на Люсиновской улице. Он был в дым пьян, но тем не менее сумел вызвонить Карасева на место аварии. Приехавший на Люсиновскую наряд ГИБДД в силу корпоративной солидарности не стал задерживать майора, дождавшись приезда «владельца» машины, который и был отмечен в рапорте как участник ДТП. (далее [b]«Г»[/b]): Я даже не знаю, что тебе сказать.): Ну чего? Не надо пить и за руль садиться пьяным, вот и все, что я могу тебе сказать. Да, наверное. Поставишь по пузырю этим «мусорам», хорошие «мусора» оказались. Да? Да. Я их уж разводил, разводил. Что-то меня прикололо. Вот, и так они, в принципе, ко всему к этому по-божески более-менее отнеслись. Я так думаю, мне так кажется по крайней мере. Чё с машиной-то хоть? С машиной чё? Ну, я не знаю, что с движком, движок, может, и ничего, но масло, конечно, все вытекло.Угу. Ты дерево срубил знаешь какое? Да, тополь. Я его обхватить не смогу… за один обхват, вот, это самое, сегодня, сейчас надо будет подумать. Оно на «копейку» упало. Там прямо… А? На «копейку», «копейка» мимо проезжала… А... …и оно срубило «копейке», ну там не срубило, там погнуло немножечко левое, правое крыло. Вот как бы с ним чисто по-человечески мы договорились, что мы ему что-то сделаем, да? Потому что он не был против, что как бы это я был за рулем… Угу. Вот, и поэтому нужно будет, я сейчас Вовку своего подергаю, но там, я думаю, всех дел там долларов на 150. Это у него, а у нас-то на сколько? Ну, а у нас на сколько? У нас страховка, наверное, Валь, ну сколько? Чё там, ты ее там не сделаешь за деньги, мне кажется, это очень дорого будет. Там все: я думаю, что подвеске ничего, там даже заднее колесо, правое, почему-то стоит наискосок, то есть мы ее даже на эвакуатор так еле-еле затягивали за три раза, она все чего-то никак не ехала… А так движок должен быть цел, мне кажется. А они оформляли чего-нибудь, аварию или нет? Все оформили, как же. На тебя оформили, да? Все на меня оформили. То есть все можно сделать нормально по страховке, я тебе говорю, они нормальные мужики.Восстановить «Мерседес» не удалось, Годовкин продал его знакомому автослесарю на запчасти. Получить компенсацию на ремонт в страховой компании также не представлялось возможным: попробуй объяснить, как ты ночью на практически пустой улице врезался в отдельно стоящее на тротуаре дерево? И тогда друзья ради получения страховки решили инициировать угон. 10 октября Карасев на автобусе приехал к торговому комплексу «Братеево», походил некоторое время по этажам, затем вышел на стоянку и поднял тревогу по поводу угнанного якобы со стоянки «Мерседеса». Приехала милицейская бригада, и Карасев собственноручно написал заявление об угоне. На следующий день он явился в ООО «Страховая компания «Природа», в которой «Мерседес» был застрахован от угона, и стал требовать страховую сумму – 45 тысяч долларов. Однако в этом случае Карасеву как номинальному владельцу машины пришлось действовать самостоятельно, без поддержки милицейской организации, которая постоянно чувствовалась за спиной Годовкина.Страховщики моментально его раскусили, провели собственное расследование и фактически инспирировали дело о ложном доносе. Да так, что ранее сидевшему Карасеву под угрозой нового срока волей-неволей пришлось переводить стрелки на Годовкина.Дополнительную пикантность ситуации придает то, что все переговоры между собой Годовкин и Карасев вели по мобильному телефону, который прослушивался ДСБ. По нему Годовкин получал информацию о том, как идет продажа снятых с его машины частей. Эта служба могла пресечь аферу в самом начале, однако дала возможность довести ее до логического конца. Дни пребывания Годовкина на свободе на тот момент были уже сочтены.По совокупности совершенных преступлений Валентин Годовкин получил 10 лет лишения свободы. Остальные активные участники-милиционеры – по шесть. Последним в ноябре прошлого года в Ростовской области при перегоне трех краденых машин был задержан находившийся в розыске Николай Николаев. Сегодня, 12 марта, истек срок подачи кассационной жалобы на его приговор. В деле «оборотней на колесах» поставлена жирная точка.

amp-next-page separator