Земельный ресурс: гектары и рубли
Факты, прозвучавшие вчера в докладе на заседании правительства Москвы, посвященном итогам работы ведомства в 2006 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений в 2007 году, говорят о том, что эффективность использования земельных ресурсов зависит не от того, где они расположены (у стен Кремля московского или его собрата в Великом Новгороде, Туле в другом древнерусском регионе), не от толщины плодородного слоя почвы, а от умелого хозяйского подхода руководителей местных органов власти к решению имущественных проблем.[i][b]К примеру, в прошлом 2006 году в бюджет города Москвы от использования земельных ресурсов поступило 19 миллиардов 896,7 миллиона рублей. Интересна и структура этих финансовых поступлений.12 миллиардов 140, 6 миллиона рублей пришли в московскую казну в виде арендной платы. А 6 миллиардов 036,9 миллиона рублей поступили от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков.[/b][/i]Кстати, все регионы России совокупно за весь 2006 год собрали таких платежей лишь 45 миллиардов рублей. То есть москвичи, правильно используя законодательство, умело собирая налоги, обеспечили денежный земельный сбор с территории города в объеме почти 50 процентов всех федеральных поступлений такого рода. Так что заявления о том, что, мол, у вас, москвичей, там, у Кремля, земля золотая по цене, не совсем верно. Богатство в этом случае наживается не местоположением, а умом и расчетливостью.Поступление земельных налогов в Москве составило 1 миллиард 719,2 миллиона рублей.Десятикратное превышение величины финансовых поступлений от арендной платы над земельным налогом говорит о том, что аренда остается основной формой использования земли в городе.В течение 2006 года к 57 тысячам действующих договоров аренды земельных участков дополнительно заключено в установленном порядке еще 7,5 тысяч договоров аренды. Для этого, в соответствии с требованиями главы 31 Налогового кодекса, в налоговые органы был направлен перечень из 7 тысяч плательщиков земельного налога, имеющих оформленные права на земельные участки, а также перечень плательщиков, использующих земельные участки без оформления прав на них, с указанием кадастровой стоимости участков. В результате за истекший год удалось оформить 9 тысяч правоудостоверяющих документов по всем видам прав на землю.Теперь общее количество оформленных земельных участков в Москве, приносящих горожанам стабильный доход от их эксплуатации, составляет более 70 тысяч.Работники Департамента земельных ресурсов не оставили в покое и крупных должников по земельным платежам. Успешно завершена работа с такими в прошлом гигантами машиностроения, как АМО «ЗИЛ» и ОАО «Москвич». Даже с них, хромающих на обе финансовые ноги, а то и вовсе лежащих на боку, удалось взыскать к концу 2006 года в счет погашения задолженности 500 миллионов рублей.Федеральные «тормоза»[/b]В настоящее время в департаменте земельных ресурсов столицы находятся в производстве более 1000 заявлений от лиц, имеющих такое право, с просьбой о предоставлении земель в частную собственность. Поэтому специалистами ведется постоянная работа по уточнению (в соответствии с федеральным законодательством) границ существующих земельных участков. Если такие четкие контуры отсутствуют, то ведется работа по формированию земельных участков.Эту работы, считают в департаменте, можно вполне завершить в реальные сроки. Но землемеров сдерживает отсутствие федерального закона о выкупе земельных участков, подготовленного, естественно, с учетом предложений правительства Москвы.Уместно напомнить, что такой законопроект существует. Он был внесен правительством Российской Федерации, поддержан Российским союзом промышленников и предпринимателей и направлен на поддержку предприятий реального сектора экономики. В проекте этого закона предусматривается более чем двукратное снижение цены выкупа земельных участков. Однако пока он заморожен в Государственной думе на стадии подготовки ко второму чтению. В отсутствие четкого законодательного решения проблемы, специалисты Департамента земельных ресурсов перешли на исчисление всех земельных платежей в городе в процентах от кадастровой стоимости.Но тут на горизонте возникла необходимость планировать работу земельного ведомства на три года вперед. При подготовке предложений по поступлению доходов от работы с землей уже в режиме трехлетнего планирования специалисты департамента исходили из того, что кадастровая стоимость будет переутверждена в 2007 году, введена в действие с 1 января 2008 года и останется неизменной в период с 2008 по 2010 годы. Это, по крайней мере, будет соответствовать пункту 3 «Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденных постановлением правительства № 316 Российской Федерации от 8 апреля 2000 года.Разворот на марше[/b]Земельные ресурсы столицы требуют постоянного совершенствования системы управления. Поэтому в прошлом году департаментом земельных ресурсов города была продолжена работа по реализации мероприятий среднесрочной городской целевой программы «Развитие земельной реформы в городе Москве на 2004–2006 годы». В рамках этой программы формировались данные государственного земельного кадастра, осуществлялся мониторинг использования земель, проводилось землеустройство, межевание и кадастровая оценка земель.Надо отметить, что работа департамента земельных ресурсов города Москвы в 2006 году проходила на фоне продолжающихся существенных изменений федеральных законов, регулирующих земельные отношения в двух плоскостях – в сфере предоставления участков под строительство и жилищно-коммунальной реформы. Последние изменения законодательства содержат настоятельные требования по расширению в городе института собственности на землю и все более детального градостроительного планирования.Причем в течение 2006 года были приняты 10 федеральных законов, вносящих изменения не только в Земельный, но и в Жилищный, Градостроительный кодексы, целый ряд других федеральных законов. То есть, в среднем, принималось в месяц по одному закону, регулирующему земельные отношения. Специалистам департамента пока удается ориентироваться в этом законодательном лабиринте. Хотя «законодательные зигзаги» становятся все круче.В качестве примера можно привести важнейшую городскую проблему – формирование земельных участков под многоквартирными домами.Для реализации этих норм Жилищного кодекса департамент в прошлом году начал массовое формирование таких участков на основании проектов межевания жилых кварталов. Однако в ходе работы специалисты столкнулись с тем, что, выполняя требования Жилищного кодекса и существующих градостроительных нормативов, они вынуждены были включать в границы земельных участков многоквартирных домов и прилегающую незастроенную территорию с элементами озеленения и благоустройства. В результате сформировались участки с большой прилегающей территорией. В будущем это могло бы привести к неразрешимым проблемам при подборе территорий под новое строительство таких, в основном, небольших объектов как магазины шаговой доступности, ФОКи, различного рода объекты инженерной инфраструктуры.В настоящее время Москомархитектурой, по заказу департамента и по согласованию с префектурами, осуществляется корректировка проектов межевания этих кварталов. Она направлена на установление оптимальных размеров земельных участков для обслуживания многоквартирных домов с учетом перспектив развития прилегающей территории.Департаментом продолжается реализация принципа работы с москвичами в режиме «одного окна». В 2006 году он изменил технологическую схему работы с заявителями, в том числе при оформлении договоров аренды.Теперь полностью исключено участие заявителей в процессе согласований, требующихся при рассмотрении представленных материалов, не только с городскими, но и с федеральными организациями.Новой схемой предусматривается возможность представления департаментом договоров аренды земли на государственную регистрацию без участия арендаторов.В 2007 году запланировано завершение работ по формированию информационной системы единого реестра объектов недвижимости в городе Москве (сокращенно – РЕОН). В его основу положены информационные ресурсы департамента. РЕОН позволяет вести учет состояния земельных ресурсов и всех, расположенных в границах города Москвы объектов недвижимости, независимо от формы собственности на них. В рамках создания РЕОН уже сегодня можно на его основе интегрировать информационные ресурсы земельного департамента, но и Департамента имущества города Москвы и МосгорБТИ. Фактически РЕОН – это работающий в режиме реального времени многоцелевой городской кадастр объектов недвижимости. В нем каждая городская и федеральная организации ведут свою часть и отвечают за достоверность и актуальность своих данных.Среди городских организаций полностью отлажен обмен данными в электронной форме с Мосгоргеотрестом, а также с Москомархитектурой в части материалов межевания городских территорий.Надо бы, подчеркнул Виктор Дамурчиев, наладить такую же открытость и оперативность в обмене данными с другими городскими организациями. И такая задача в ходе работ по завершению создания РЕОН поставлена руководством департамента перед своими специалистами. Таким образом, к опытной эксплуатации РЕОН можно будет перейти уже в нынешнем году.Наличие интегрированных данных, привязанных к географическим координатам, позволяет перейти на совершенно новый уровень рассмотрения проблем и принятия решений. Это очень наглядно видно во время работы с такими данными на недавно установленной в Департаменте земельных ресурсов системе отображения геоинформационных данных. Она основана на самых последних мировых разработках в этой области, не имеющих аналогов в стране.Как говорилось, помимо установленного взаимодействия с Роснедвижимостью, большое внимание уделялось установлению взаимодействия с другими органами федеральной власти по городу Москве – управлениями Росимущества, Федерального казначейства, Росрегистрации.Само перечисление этих учреждений говорит о том, что работа с землей в городе сейчас не может осуществляться в отрыве от работы с органами федеральной власти.Однако с передачей ведения государственного земельного кадастра на федеральный уровень, увеличились сроки оформления прав на земельные участки. В соответствии с действующим законодательством, до принятия решения о предоставлении земельного участка, его надо поставить на кадастровый учет. В целях сокращения времени на сбор всех необходимых документов, департамент вынужден максимально сокращать сроки их рассмотрения в своих подразделениях. Это увеличивает и без того высокую загруженность специалистов.В 2006 году были определенные сложности и с регистрацией прав на землю. Так, до недавнего времени управление Федеральной регистрационной службы по Москве строго руководствовалось «буквой» закона при регистрации договоров аренды земельных участков, предоставленных без проведения торгов. Оно пользовалось ранее вышедшими распорядительными документами правительства Москвы. Это касалось также случаев, когда объекты давно построены и введены в эксплуатацию. В настоящее время с приходом нового руководителя Федеральной службы для урегулирования этой и иных проблем в департаменте создана целая постоянно действующая рабочая группа. Хотя, считает Виктор Дамурчиев, все проблемные вопросы государственной регистрации прав на земельные участки можно разрешать с учетом не только «буквы», но и «духа» действующего закона.Особое внимание в 2006 году уделялось мониторингу границ Москвы. Департамент постоянно ведет работу по поддержанию границ города в актуальном состоянии. В 2006 году его специалистами обследовано около половины из всех 2444 межевых знаков городской черты Москвы. Восстановлены и вновь заложены около 240 межевых знаков. Для проведения работ по мониторингу границ Москвы организована совместная работа с Государственной земельной инспекцией Управления Роснедвижимости по городу Москве и Госинспекцией по недвижимости города Москвы.Важным направлением деятельности департамента является отстаивание государственных интересов в судебном порядке.Всего за прошедший год представители департамента участвовали в 1352 судебных процессах. Основной предмет исков департамента – взыскание задолженности по земельным платежам, а также иски о расторжении договоров аренды.Всего в 2006 году было инициировано около 400 исков.Чтобы земельные ресурсы города работали на благо москвичей с наибольшей отдачей, департамент в 2007 году выделил наиболее важные направления деятельности:- совершенствование законодательного и иного нормативного регулирования земельных отношений на территории города, обеспечивающего разрешенное использование земель и повышение доходов от их использования;- совершенствование процесса оформления прав на земельные участки, включающего формирование земельных участков, их постановку на кадастровый учет, оформление правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, государственную регистрацию прав на земельные участки при четком взаимодействии с городскими и федеральными организациями;- выполнение в соответствии с требованиями федерального законодательства работ по межеванию и землеустройству с расширением собственной геодезической службы;- завершение создания РЕОН и начало его опытной эксплуатации в 2007 году.Почивать на лаврах московским землеустроителям не придется. Чтобы любая земля работала с должной отдачей, на ней надо неустанно трудиться.[b]КАК СКАЗАНО!– Сегодня появилась такая тенденция, чтобы земля для ТСЖ оформлялась не только под периметром здания, но и с нормативным дополнением в виде детской или спортивной площадки.Дом находится не в изолированном месте, а по соседству с другими жилыми строениями. Мы передаем ТСЖ землю спортивной или детской площадки. После этого она… закрывается для детей из других домов. Это, мол, наша площадка и никого больше мы туда не пустим! Абсолютно неприемлемый ход развития событий! Поэтому Департаменту земельных ресурсов и правительству в целом, надо принять общее для всех решение – оформлять землю в собственность ТСЖ только по периметру здания с небольшим допуском. Не больше того! Любые вопросы руководителей ТСЖ, связанные с выделением дополнительных участков земли, надо рассматривать отдельно, принимать по ним отдельные решения с учетом всех обстоятельств общего использования спортивных и других социальных объектов. Ими должны пользоваться жители и других домов, потому что ранее эти объекты создавались как общая городская собственность. И нечего здесь создавать неопределенность![/i]– В прошлом году Департаменту земельных ресурсов удалось получить сверхплановые доходы. Это очень хорошо. Эти средства идут не в какуюто там «кубышку», а расходуются с пользой для москвичей. Такой подход к делу способствует дальнейшему нормальному развитию земельных отношений в городе.[/i]– Землю, при оформлении территории ТСЖ, надо разделить по функциям: на обеспечивающую жизнедеятельность жителей дома и на обеспечивающую функционирование дома, как технического сооружения. Поэтому межевание территории надо проводить не по отдельным домам, а по сложившимся территориям.[/i]Проведена инвентаризация городских земель на площади 8,8 тысяч гектаров. Выполнено межевание земель жилых кварталов города на территории 4,6 тысячи гектаров и землеустроительные работы по оформлению 1156 земельных участков, занимаемых объектами социально-культурной сферы города и объектами специального назначения.[b]ПРЯМАЯ ЛИНИЯВ .В этот день на ваши вопросы будут отвечать специалисты Управления оформления и сопровождения земельно-правовых документов.Вы можете задать вопросы о регулировании землепользования в городе Москве.Телефон .