Письма мертвого человека

Развлечения

Сервильные критики у нас тут же поспешили провозгласить фильм новаторским, ибо он входит в дилогию (второй фильм «Флаги наших отцов»), рассказывающую об одном событии Второй мировой войны с двух точек зрения: американской и японской. Фильм «Флаги наших отцов» алчные российские прокатчики побоялись выпустить в свет, ограничившись лишь DVDверсией. Наверное, по контрасту с «9 ротой» Федора Бондарчука «Флаги наших отцов» показались им «в принципе антипатриотичной» лентой – не взирая на нации…А вот лента «Письма с Иводзимы» на первый взгляд представляется картиной пацифистской, пытающейся понять точку зрения врага. Между тем в семидесятые годы Иствуда (после «Грязного Гарри») в СССР считали ястребом и реакционером, а позднее журналисты не раз обвиняли его в том, что он на досуге немилосердно поколачивал свою жену-актрису. Но после выхода антивестерна «Непрощенный» (1992) в России стал создаваться благостно-фальшивый образ Иствуда как режиссера-гуманиста.Рецензируемая лента о мужестве японцев во время высадки американского десанта на скалистый островок Иводзима в 1945 году снята на японском языке и с японскими актерами, из которых лишь Кен Ватанабе (генерал Курибаяси) заимел мировую известность после блестящей игры в партнерстве с Томом Крузом в «Последнем самурае». И в этой ленте только Ватанабе удалось создать полнокровный, хотя и противоречивый образ генерала, мучающегося от невозможности повлиять на ход развития истории и изливающего сомнения в письмах к жене. Такие же письма беременной жене пишет рядовой Сайго – субтильный пекарь, явно не приспособленный к тяготам военной жизни. Но именно ему будет суждено выжить и похоронить в финале Курибаяси.Сценарист Пол Хэггис («Столкновение» – лауреат «Оскара») старался показать войну как апогей бессмысленности, но это ему удалось полноценно лишь в пронзительной сцене ритуального самоубийства, в ней солдаты одного подразделения по очереди подрывают себя гранатой. Рядовые японцы в ленте постоянно голодны и давно воюют без боеприпасов, но отчаянно несут героическую вахту в пещерах и туннелях, искусно прорытых в скалах под мудрым оком генерала Курибаяси. Тем же, кто решился сдаться невидимому врагу, грозит позорная смерть от рук конвоиров, ибо американским солдатам просто лень возиться с пленными. Среди японских солдат процветает подозрительность к ближнему и неверие в торжество японского духа над «варварами-америкашками».Истинно самурайский дух присущ лишь Курибаяси, почему-то учившемуся в Гарварде, и подполковнику Ниси – барону, победившему на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе в состязаниях по конному спорту. Стиль Иствуда характеризует такая красноречивая деталь: смерть лошади Ниси подается трепетно, а смерть солдат – безлично, как-то уж очень походя. Зрителя невольно подталкивают к мысли, что Курибаяси гениально спланировал оборону острова только потому, что некогда служил в американском посольстве и много путешествовал по Канаде и США. Но одновременно это привело к тому, что штурм укреплений затянулся на месяц и унес жизни десятков тысяч солдат как у американцев , так и у японцев.Клеймо «сделано в США» лежит на каждом кадре этой увлекательной, но лживой по существу картины, в которой образы японцев созданы по голливудским лекалам. Многочисленные флешбеки призваны иллюстрировать якобы антивоенный пафос картины, но они лишены художественной мощи флешбеков из ленты Нагисы Ошимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (1982), с которой картину Клинта Иствуда начинаешь с первых кадров невольно сравнивать. В том фильме происходило столкновение двух менталитетов (Восток противостоит Западу почти по Киплингу), в этом же мы видим ряженых японцев, бесстрастно изрекающих тривиальные сентенции о любви к семье. Особенно наивно смотрится флешбек, в котором японский солдат отказывается пристрелить собаку по бессмысленному приказу офицера.Фильм стоило бы назвать «Враки наших отцов», ибо павильонность съемок видна невооруженным взглядом, а неряшливая компьютерная анимация не может скрыть недочетов скудного (по американским меркам) бюджета. Забавно, что Курибаяси и Ниси скрашивают свои немногочисленные часы отдыха тем, что пьют трофейный виски «Джонни Уолкер». Зачем же тонко чувствующий Иствуд снял этот фильм? Ведь первой его знаменитой актерской работой в кино была роль в ремейке «Телохранителя» Акиры Куросавы, а скупую мимику его игры критики всегда сравнивали с самурайской. И явно не потому, что современное общество потребления делает героями тех, кто этого не заслуживает. Показывая мужественное противостояние японцев и американцев, не хотел ли он создать метафору противоборства американских войск иракским партизанам и уменьшить растущую неприязнь средних американцев к агрессивной политике Буша в мире? Возможно. Ведь преувеличивая силу поверженного врага, мы тем самым возвеличиваем собственную победу. Интересно, что в Японии имя Курибаяси почти полностью забыто.Давно ушла из политики США и доктрина президента Монро «Америка для американцев», но свободолюбивый дух граждан Нового Света не удастся вытравить даже таким потомственным масонам, как отец и сын Буши.Не удастся его заглушить и фильмам, подобным «Письма с Иводзимы», искусно прячущим свой милитаристский мессидж под объективистскими картинками кровавой войны.

amp-next-page separator