Театр и “серые кардиналы”
Изнанка политической жизни оборачивается театром абсурда, а наполеоновские планы персонажей кажутся смешными. Когда же узнаешь, что в спектакле нет ни одного придуманного авторами слова, становится не смешно. Уникальный языковой и пластический материал предлагается зрителю без малейшей литературной правки и адаптации. Режиссер не пытается навязать свою точку зрения, он предлагает нам срез живой реальности: “Вот она, смотрите!” Такой стиль сценического воплощения далек от традиционного развлекательно-театрального действия и смотрится непривычно.Спектакль не дает возможности зрителю оставаться пассивным. Хочет того зритель или нет, он оказывается вовлеченным в дискуссию. По окончании спектакля-акции состоялось его бурное обсуждение. Авторы проекта вместе со зрителями попытались определить место культуры в “отпиаренном” российском обществе. И нужна ли она вообще людям, сознанием которых можно манипулировать при помощи нехитрых приемов.В жизни порой случаются такие совпадения, которые, будь они перенесены на театральную сцену, выглядели бы ну совсем неправдоподобно. Вечером того же дня на сцене Московского дворца молодежи перед началом мюзикла “12 стульев” лекцию читал один из ведущих политтехнологов России Ефим Островский, который вот уже полгода как попрощался с рынком избирательных кампаний и теперь выступает в роли философа и общественного деятеля.Невероятно: в театре ставят спектакль о пиарщиках, а пиарщики выступают с культурологическими лекциями! Причем если театр пытается привлечь зрителя документальной достоверностью материала, то в качестве “заманухи” на лекцию Ефима Островского была использована чисто развлекательная театральная постановка – мюзикл “12 стульев”.Тема лекции была “Культурная (Контр) революция” (скобки поставил сам лектор, потому что, по его мнению, любая контрреволюция есть одновременно и революция). Билеты на этот вечер не продавались, приглашенным гостям их доставляли на дом. Это было не первое выступление Ефима Островского на культурологические темы – до этого он читал лекции в ресторане “Пушкин”.На сей раз Островский рассуждал о культуре как инструменте влияния на общественные процессы. Мысль, им высказанная, достаточно проста. В смутное время перестроек, реформ и приватизаций сформировался новый класс – это достаточно молодые люди, тем или иным путем сумевшие сколотить себе приличный капиталец. Вся беда в том, что и в русской, и в советской, и в постсоветской культуре напрочь отсутствуют положительные герои, с которыми новый класс мог бы себя ассоциировать. Напротив, всякого рода разгульные купцы, аферисты типа Остапа Бендера и “новые русские” традиционно являются объектом насмешек. А новому классу обидно, он хочет уважения и понимания. Для этого и нужна новая буржуазная культура.Положительными героями новой русской культуры должны стать не “униженные и оскорбленные” и не лежебоки, проведшие полжизни на печи, а потом поймавшие волшебную рыбку, а трудолюбивые, целеустремленные и успешные персонажи.Для развития общества, по мнению лектора, необходимо создать “Великую Российскую Мечту”. Культурные деятели старой формации вряд ли способны это сделать, вся надежда на гуманитарных технологов (к коим лектор, вероятно, себя и причисляет).Во время лекции мне вспомнились слова одного из персонажей “Трезвого PR’а”: “Всегда есть возможность изменить мир, а люди вместо этого начинают жрать чижиков!” И хотя авторы проекта в “ТЕАТРе.doc” принципиально не называли имен своих респондентов-соавторов, кажется, одного из них я угадала. Индивидуальность всегда узнаваема. А Ефим Островский, безусловно, индивидуальность, к тому же неплохой актер (недаром среди слушателей наблюдалось изрядное количество восторженных барышень, а по окончании лекции сцена была завалена цветами).Постановку Кеосаяна и Цекало (режиссера и продюсера мюзикла “12 стульев”) Ефим Островский оценил как первую попытку культурного (контр) революционного действия (по его мнению, постановщики попытались избавить любимый народом роман от огромного заряда заложенной в нем коммунистической энергии) и как удачную гуманитарно-технологическую операцию в пространстве современной культуры.Впрочем, об удачности или неудачности этой попытки Островский судить не стал, предоставив это зрителям. Мне же, как зрителю, показалось, что по размаху драматургии и силе воздействия на зрителя мюзикл сильно проиграл откровениям “серого кардинала”, да и в целом интересная постановка “ТЕАТРа.doc” по уровню актерской игры явно уступает умелому политпиарщику.