Телепузики в берендеевском царстве

Общество

[b]В последние годы общество захлебывается от потока негативной информации. Растет число малолетних алкоголиков, наркоманов, идут вверх показатели подростковой преступности. Жестокость этих преступлений часто уже не лезет ни в какие рамки. Избила до смерти одноклассницу, «заказал» родителей…. Невольно возникает вопрос – а есть ли нормальная жизнь? Есть ли дети, которые в положенном возрасте играют в куклы и пьют сок, а не нюхают клей в подворотне? Ну, конечно же, есть. И их подавляющее большинство. Это ясно. Как ясно и то, что ребенком надо заниматься с самого рождения. Именно на это нацелена программа правительства Москвы и фонда экологического туризма «Дерсу Узала». В рамках программы ребята с 9 до 16 лет ездят в лагеря, расположенные в заповедниках, исследуют природу и учатся жить в гармонии с ней и людьми. Об одном из таких выездов рассказывает наш корреспондент.Даешь природу![/b]Когда столбик термометра поднялся до 15 градусов, школьники потеряли покой и сон. Как можно сидеть на уроках, когда на улице так светит солнце?! После школы все бежали по домам – собирать рюкзаки в поездку.Я ждала этого выезда чуть ли не нетерпеливее детей. Каждый вечер подходила к календарю и считала. Осталось три дня… Два дня… Один… Встретились мы на Белорусском вокзале. Залитые солнцем электрички, горы вещей и сияющие детские лица.– За мной, в вагон! Не отстаем!!!Нас много, и полтора часа дороги до Звенигорода наполнены хохотом, шутками и подначками. Перед выходом меня за рукав ловит бабушка, ехавшая рядом, и крестит:– Благослови вас господи, доченька! Дай терпения!Терпение мне действительно нужно: дети уже сыплются горохом из вагона, а я должна бежать впереди, чтобы всех видеть и посадить на нужный автобус…– Эколагерь! Держимся за мной, не разбегаемся!!!Лес возле биостанции МГУ им. Скадовского, где нам предстоит жить эти три дня, похож на трогательную сказку. Пахнет свежей, пробивающейся травкой, последним снегом и мхом. Сквозь деревья просвечивают лучи солнца.– Тоня, а где мы будем жить?– А вон в том доме! Самом красивом! Дом мы занимаем полностью.На дверях появляются листы бумаги с надписями «Комната девочек. Без стука не входить. Скажите пароль». Ребята отстаивают право на личную территорию.Рюкзаки разобраны, вещи расставлены, дети кучкуются вокруг меня:– А мы скоро есть пойдем?– Скоро, скворчата!– А почему ты нас скворчатами называешь?– Они такие же голосистые и просят кушать!Дети похожи на птиц. Раннее утро, до подъема час, а они уже проснулись и наполняют дом своим щебетом.– Ребятушки, умываться! Дежурный наряд – в столовую!Они, как стайка воробьев, тут же разлетаются в разные стороны – кто-то за полотенцами и зубными щетками, кто-то бежит накрывать на стол. Многие из ребят совсем домашние, в лагере, да и вообще где-то без родителей в первый раз.Так что для них биостанция – настоящая школа жизни, где надо самому одеться, сделать уборку в комнате и помыть за собой посуду. Первое время тяжело, но потом все привыкают. Самостоятельность пьянит.В 10 утра все собираются около корпуса. Нас уже ждет преподаватель.– Меня зовут Ксения Всеволодовна, я преподаватель МГУ, летом веду здесь со студентами полевую практику, а сегодня и завтра буду заниматься с вами. Сейчас мы выходим на маршрут. Что надо сделать, прежде всего? Отметить, где мы находимся, температуру, влажность, погоду, наметить цель маршрута. Пойдем мы медленно и тихо – птицы очень чутко реагируют на появление человека. Чем тише мы будем идти, тем больше интересного увидим.Весенний лес пронизан солнцем. Мы идем медленно, стараемся не шуршать. Ксения Всеволодовна часто нас останавливает, шепотом рассказывает о птице, которая выводит трель.– Тут живет маленькая птичка, которая хорошо маскируется под еловую кору. Заметить ее трудно. Звучит короткой трелью, как будто маленький колокольчик заливается. Ее зовут пищухой. А вот теперь слышите такой разбойничий посвист? Это брачный крик поползня-ямщика.Длина нашей тропы – 3 километра, но на этот участок приходятся и берег реки, и опушка леса, и вырубка, и поле. Везде – разные деревья, травы, птицы.– Вот, слышите? Это голос королька желтоголового. Взрослая особь весит всего 5 граммов – это самая маленькая птичка у нас в России. Бывает, спрашиваешь – какая у нас самая маленькая птичка? А все отвечают: колибри. Колибри у нас не живет, запомните это.На всей лесной жизни – печать неожиданно рано пришедшей весны.– Как вы знаете, перелет птиц происходит несколькими волнами. Из-за ранней весны перелетное состояние еще не включилось, поэтому птиц мало. Однако кое у кого график все-таки сбился – грачи вместо 16 марта прилетели 8 марта – опередили свой срок на неделю.Весну чувствуют не только птицы, но и растения.– Ой, что это?Одна из девочек приседает на корточки и, не веря своим глазам, прикасается к крохотному желтому цветочку.– Ксения Всеволодовна, посмотрите!– Да, ребята, это расцвели первые цветы мать-и-мачехи. А вы знаете, почему ее так называют? Потому что одна сторона листика у нее теплая и пушистая, как мама, а вторая – холодная и гладкая, как мачеха. Сфотографируйте ее, но не рвите – пусть себе растет.На этой же тропинке нам встретились и грибы – зимние опята. Они торчали из земли, блестя под солнцем упругими коричневыми шапочками. Потом Ксения Всеволодовна наклонила ветку какого-то дерева с желтыми сережками:– А кто знает, что это за растение?– Это… орешник!– Правильно. Он очень пострадал этой зимой – было тепло и он начал цвести прямо в январе. Потом ударил мороз. Вот так его обманула погода. Видите эти желтые сережки? Это его цветы. Он все-таки смог справиться с собой и зацвести снова. Несмотря на это, отметьте себе, что такие перепады температуры очень вредны для растений.После экскурсии и обеда начинается обсуждение увиденного. Ксения Всеволодовна достает из шкафа большую картонную коробку и достает оттуда чучело птицы.– В наших краях есть птицы, которых мы сегодня, к сожалению, не смогли увидеть. Я о них немного расскажу вам. Вот это – ворон из семейства врановых. Чем отличается ворон от вороны? Они оба из одного семейства, но ворон черной окраски, имеет клиновидный хвост, мощный клюв с мешочком, куда можно сложить что-то вкусное. Ворон – лесная птица, одиночка. Ворона же – серого цвета. Вороны очень любят собираться в шумные стаи, это такая шкодливая птица. Однако все врановые очень умные, ученые говорят о них: «интеллектуалы с зачатками логического мышления».Потом Ксения Всеволодовна показывает нам сойку:– Знаете, сойка вообще-то издает такие каркающие звуки, но с приходом весны они на солнышке млеют и даже воркуют! Сойка закрывает глаза, распушается и поет свою неприхотливую песню – нежно каркает.Кто-то из ребят спрашивает:– А почему у нее нет голубых перышек?– Как нет? И сама сойка, и голубые перышки в наличии. Посмотри сам!И Ксения Всеволодовна передает птицу в руки любопытному пареньку.На Звенигородской биологической станции, недалеко от реки стоит красивый старинный дом с колоннами. Это одна из достопримечательностей ЗБС – музей. У дверей нас встречает его неизменный хранитель на протяжении многих лет – седой добрый Юрий Моисеевич.– Я расскажу вам, как начиналась биостанция…В предбаннике, где висят фотографии об истории ЗБС, темно – до сих пор не провели свет, – но дети, стоя в полумраке, внимательно слушают о том, как здесь жил Скадовский, как работали и делали научные открытия ученые.– А теперь войдем в сам музей….В музее дети словно срываются с ограничителя – бегают и смеются. Да, есть чему порадоваться – музей похож на лесную избушку, заставленную гнездами, чучелами птиц, зверей, коллекциями жуков и бабочек, цветными рисунками и старыми фотографиями.– Тоня!!! – вопит на весь музей Лена. – Ты… ты барсука видела?! – указывает пальцем на чучело животного. – Он же размером с собаку! А в мультиках их малюсенькими показывают!Да, в такие путешествия стоит ездить уже хотя бы ради того, чтобы дети знали, как действительно выглядят животные, и не путали реальность с выдумкой.За занятиями незаметно пробегает день. До отбоя осталось полтора часа.– А может, сходим погуляем?– Хорошо. Только смотрите – тепло одеться, никуда не разбегаться и крепко держать друг друга за руки!Небо над головой синее-синее и усыпано звездами – так не бывает в Москве.– Остановитесь на секундочку, давайте тишину послушаем. Слышите, как ветер шумит? Как будто море где-то невдалеке плещется.[i]Утро отъезда было красивым и грустным. Мы умылись, собрали вещи и спустились на берег реки к старой иве.– Давайте загадаем на дорогу желание.Мы закрыли глаза и положили ладошку на прохладную шершавую кору. Лица у всех были серьезными.– А теперь идем. Тихонько-тихонько…Электричка на Москву забита дачниками. Мои 25 детей выходили группами на разных станциях с преподавателями. Я, чтобы их проводить, каждый раз протискивалась через вагон к выходу, обнимала на прощание, махала рукой из окна, пока они не терялись из виду. К вечеру на мой сотовый обрушился шквал звонков – рассказывали, как доехали, делились впечатлениями, спрашивали, когда поедем снова.– Пока точно не знаю, когда поедем. Но поедем обязательно![/i]

amp-next-page separator