Простые истины

Развлечения

[i][b]– Антон Павлович Чехов незадолго до смерти говорил, что из всех средств, облегчающих боль, добрым словом может вспомнить только героин.– А Чехов-то, кстати, тоже был из наших, из ростовских![/i](Из фильма «Простые вещи»)[/b]…Жил-был человек самый обыкновенный. Если не сказать – скучный. Обычный обитатель обыкновенной коммуналки, в которой живет с женой, дочерью и соседом-кавказцем, а семью кормит не слишком успешной в сегодняшней жизни профессией: он врач-анестезиолог в больнице – тоже не совсем престижной клиники. Книг Сергей Маслов не читает, в театр не ходит. И даже коллеги ему честно говорят: «Тебе, Маслов, думать вредно!» Герой фильма «Простые вещи» умудряется плыть по течению, ни о чем не задумываясь, даже если после шальной рюмки отбирают права (обидно-то как!), а дочь уходит из дома неизвестно с кем. Неприятности сыплются на его бедную голову дождем. А он из неунывающих. И правильно – вот судьба, кажется, подбрасывает удачу: по рекомендации одного из своих пациентов он сможет подхалтурить на обезболивающих уколах смертельно больному старику. И плевать, что старик этот капризный и вздорный: медиков судьба и не с такими сводит.Но старик оказался не просто вздорным. Он куда сложнее. Переживший свою славу, актер Журавлев пережил еще и собственные мечты, собственные ценности. Вся эта сложная психология – в подтексте, в одной фразе персонажа: «Я старался прожить так, чтобы мне никто не был нужен. А теперь вот я никому не нужен...» Что же делать? Умереть. И Журавлев просит симпатичного парня, приходящего вколоть ему обезболивающее, тихо умертвить его, предлагая неплохое вознаграждение, которое могло бы решить проблемы Сергея Маслова.Что у них общего – у одинокого эгоистичного старого интеллигента, с жесткой и точной иронией сыгранного Леонидом Броневым, и у неудачливого врача, которому нечего ждать от жизни? Что вообще в сегодняшнем быту объединяет людей? Мягкая, почти чеховская интонация фильма вступает в контрапункт с очевидным и жестоким ответом: всерьез – ничего.Вот тут самое время вспомнить, как фильм называется. Потому что простые вещи, во все времена накрепко склеивавшие глобальный человеческий муравейник – это любовь, дружба, бескорыстная человеческая поддержка. Это и есть та палочка-выручалочка, которую автор сценария и режиссер Алексей Попогребский бросает обоим персонажам, коль скоро их роднит-таки одно весьма неприятное чувство бессмысленности собственного бытия.Фильм «Простые вещи» – не просто об этике эвтаназии, он о материях тонких. И хорош прежде всего подзабытым нашим кино изяществом психологического подтекста. И еще – вниманием к обыденной стороне жизни. Умением с сочувственным вниманием присмотреться к ее кажущейся суетливой простоте, рассказать о самых обыкновенных людях без суда (тот же герой Сергей – вовсе не ангел, обычный мужик, ходящий от жены «налево»), гнева и пристрастия, но с пониманием и симпатией.Особенно хорош Сергей Пускепалис в роли Сергея Маслова. Вот уж непростая задача для актера – просто сыграть «простого человека» с обыкновенным «простым» характером и «простой» жизнью. Пускепалис справился с ней блестяще, сумев органично соединить иронию по отношению к персонажу с нескрываемой симпатией к нему. Это артист (воспитанник знаменитой «Мастерской Петра Фоменко», а сейчас еще и главный режиссер Магнитогорского театра) бесспорно, многообещающий. Очень заслуженно он назван лучшим актером на завершившемся «Кинотавре»…Как Попогребский – лучшим режиссером. Ведь «Простые вещи» – по сути, глоток свежего воздуха в безвоздушном и темном отечественном кинопространстве…

amp-next-page separator