Реликты добрендовой эпохи
Несмотря на то что в наш обиход давно вошло понятие «бренд» думаю, большинство наших соотечественников не вдаются в такие юридические тонкости, покупая в душную московскую жару с детства знакомые «Тархун», «Байкал» или «Буратино». А зря! Явочным порядком те самые советские бренды по логике принадлежат своим изначальным производителям – тем, кто обладает интеллектуальным правом на них. Но это в теории, а на практике раскрученные еще во времена оны этикетки приклеивают на свои бутылки все кому не лень.Естественно, что в данном случае нарушается не только абстрактное право на владение торговой маркой, но и сама рецептура, отличающая один сорт лимонада от другого. А потребитель, клюнувший на знакомый логотип, еще и удивляется: мол, что-то «Байкал» нынче не тот, что во времена беззаботного детства.Идя навстречу пожеланиям трудящихся, Госдума одобрила в первом чтении проект закона с труднопроизносимым названием «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ». Иными словами, депутаты намерены так реформировать Гражданский кодекс, чтобы производителям вменялось в обязанность при использовании стародавних советских этикеток, что сами по себе являются немалым капиталом, заключать соглашения о праве на их тиражирование с изначальными собственниками.С точки зрения потребителя такая реформа должна повысить качество продукции, поскольку при передаче товарного знака его владелец обязан потребовать соблюдения известных стандартов. Естественно, что во многом должны выиграть и правообладатели.Между тем, проще всегда было отстаивать бренды заграничные. Так, французы в свое время добились от многих наших производителей запрета на использование понятия «шампанское». Это не значит, что у нас перестали производить игристые вина, просто они теперь в большинстве случаев так и называются. А вот наш изначальный бренд «Столичная» благополучно ушел за границу.«ВМ» уже подробно рассказывала о перипетиях борьбы за его возвращение в Россию. Но за рубежом у нас по-прежнему нет на него монополии. К тому же, в отличие от французов или британцев с их виски, Россия не может пока закрепить только за своим алкоголем понятие «водка». Тут с нами спорят поляки, хотя наша «вода жизни» в лингвистическом смысле понятие уникальное.«Дыры» в российском законодательстве позволяли тем же иностранным компаниям, которые когда-то приобрели российские предприятия, беспрепятственно использовать советские раскрученные торговые марки.В случае же окончательного принятия поправок в Гражданский кодекс как наши отечественные, так и иностранные фирмы будут поставлены перед простой альтернативой: вкладываться в популяризацию новых марок либо искать прежних, исконных правообладателей. А это будет не всегда просто. Поскольку за семнадцать прошедших лет ряд советских правообладателей просто растворился в море либеральной экономики, а потому трудно будет ставить вопрос о преемственности. К тому же крупные предприятия уже успели перерегистрировать часть советского брендового наследства на себя.Среди правообладателей лидерами в борьбе за сохранение собственных брендов традиционно выступали кондитерские фабрики, которые успели вовремя зарегистрировать свои традиционные популярные сорта конфет. Однако даже соблюдение общепринятых юридических процедур не помешало кондитерским пиратам запускать в продажу тонны «Белочек» и «Мишек на севере», не оглядываясь на тех самых официальных правообладателей.Так что далеко не во всех случаях новые положения ГК окажутся нерезультативными.Но вопрос в Госдуме поставлен, хоть и с опозданием. И, как говорится, лучше поздно, чем никогда.[b]КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА– Бренд – это интеллектуальная собственность, а собственность не может быть ничьей. Даже в Советском Союзе знали, что такое бренд и как за него получать большие деньги, в том числе и валюту. В известные времена предприятие могло поменять собственника, быть приватизировано, продано. Но вместе с оборудованием, имуществом передавалась и интеллектуальная собственность. Это называется правопреемство. Однако по договору передается не только сама марка продукции, но и ее характеристики качества, которые надо свято блюсти. То есть конфеты «Мишка на севере», вода «Тархун», колбаса «Докторская», водка «Столичная» и другие раскрученные марки должны быть защищены от фальсификации даже правопреемником известных советских фирм. Найти того, кому принадлежит тот или иной бренд, нетрудно.Однако бывает, что на один бренд – два или несколько юридических соискателя. Закон дает выход и из таких ситуаций: если марка была передана по договору, значит, у производителя есть все права на этот товарный знак. Все остальные, даже те, кто производит товары лучше по качеству, но под чужой маркой, фактически производят контрафактную продукцию.[/i]