Машина Брежнева останется в России
Как выяснилось, владеет диковинкой коллекционер Вячеслав Лен. Правда, сам собиратель древней техники по делам срочно отъехал за рубеж, и встречать посетителей у стенда пришлось его супруге Людмиле.– Этот американский агрегат под названием “Хольцман” мы купили в прошлом году, – рассказала Людмила Вячеславовна. – Ей владел другой коллекционер, и муж влюбился, как говорится, с первого взгляда.Для своего возраста – а ведь машине уже 102 года! – она выглядит превосходно. Предыдущие хозяева регулярно ее заводили. Мы пока эту процедуру не осуществляли, но скоро попытаемся.Где обитал “Хольцман” до путешествия в Москву, новые хозяева не говорят. Скорее всего, за границей: ведь сама Людмила Лен утверждает, что в России второго такого автомобиля нет. От предположений, сколько может стоить такой анахронизм, даже дух захватывает. Заглядываю в “салон”. Пожалуй, единственный здешний элемент управления, привычный нам по современным моделям – это педаль тормоза (находится, как положено, под правой ногой).Вместо руля – своеобразный “поводок”, а вот роль акселератора выполняет выведенный сюда же, прямо перед носом водителя, рычаг… Боже мой, а привод, как у велосипеда, – цепной! Но что же нужно залить в бак, чтобы мотор заработал? Оказывается, век назад (выпускать “Хольцманы” за океаном прекратили ровно 100 лет назад) машины ездили на так называемом газолине. Сейчас вместо него можно использовать смесь бензина и солярки…Да, прошли те времена, когда антиквариат на колесах уплывал от нас на Запад. Теперь раритеты, наоборот, едут в Россию, причем не только из Европы и Америки. Обе последние новинки в коллекции Автомобильного клуба кабриолетов и родстеров, к примеру, прибыли из ЮАР. Там английские “Триумф” 1957 года и MGA 1961-го принадлежали крупным землевладельцам. Сейчас они – в процессе реставрации.– А вам эти экземпляры зачем? – интересуюсь у директора клуба Михаила Вагина. – Продавать собираетесь?– Мы торгуем только теми автомобилями, которые откровенно выбиваются из коллекции или присутствуют в двойном экземпляре. Поскольку ни первой, ни второй машины из Южной Африки в России больше нет, обе они займут место в нашем музее. Он, правда, пока не открыт и даже еще не сооружен, но уже в этом году стройка под Красногорском стартует.– А какова в принципе рыночная цена подобного “старичка” в России? – Зависит от качества реставрации, но в любом случае дешевле, чем за рубежом. Думаю, эти машины могут уйти за 55 тысяч долларов.А вот московский коллекционер автомотостарины Борис Лахметкин намерен продать самую драгоценную жемчужину своей коллекции – “Ниссан-Президент”, подаренный японским правительством в 1972 году самому Брежневу. История машины уникальна – даром что на кузове стоит номер 000002 (первый экземпляр этой серии достался не менее важной персоне – тогдашнему принцу Хирохито). Руль для Брежнева японцы установили, как принято на континенте, слева, а радиоприемник “Сони” снабдили… советским УКВ-диапазоном!– После Леонида Ильича на этом автомобиле ездили патриархи Русской православной церкви – сначала Пимен, а потом Алексий, – рассказывает Борис Евгеньевич. – Я выкупил машину в Патриархии в 1992 году в не очень хорошем состоянии. Пришлось перебрать ходовую, повозиться с двигателем… Тогда же я закрасил и историческую брежневскую царапину на кузове.– Неужели след теракта?– Нет. Как известно, генсек отлично водил машины и был не прочь полихачить за рулем. Сохранились свидетельства его личного рекорда на этом самом “Ниссане”: от Кремля до Завидова доехал за 50 минут. А однажды, возвращаясь в Москву, он пробил переднее колесо. Мастерство Брежнева как водителя оказалось столь высоко, что он почти полностью удержал пошедший вразнос автомобиль на трассе: кустами только чуть покарябало краску. Ту царапину закрашивать не велели! Только много лет спустя я смог нарушить давний запрет…– По какой же причине вы расстаетесь с реликвией?– Увы, овес нынче дорог. Если прежде транспортный налог взимали при техосмотре и неэксплуатируемые машины могли совершенно бесплатно стоять в гараже, теперь за каждый такой экземпляр – в том числе за ржавую развалюху – будь добр заплати вне зависимости от особенностей использования и хранения. Вместе с автогражданкой набегает неподъемная сумма, ведь у меня подобных изделий не один десяток!– Сколько просите за раритет?– Один зарубежный музей, не торгуясь, предложил 270 тысяч долларов. Но я хочу, чтобы машина осталась в России, и меня устроят 160 тысяч.Похоже, бум автореставрации в нашей стране только выходит на пик. К счастью для одержимых, восстановлены далеко не все модели – более того, не каждый образец отечественного автопрома найден хотя бы в единственном экземпляре. К броневику времен Великой Отечественной войны БА-64, представленному столичным историческим издательством ЦДТС, это, правда, не относится: как минимум один оригинал находится в Центральном музее Вооруженных сил.– Обнаружили разрозненные части бронеавтомобиля три года назад в лесах под Калугой, – рассказал нам главный инженер издательства Павел Куликов. – Ни документов, ни оригинальных чертежей в заводских архивах не сохранилось. Все, на что приходилось опираться – фотографии и габаритные размеры.– Известно ли что-нибудь о том, в каких частях “служил” броневик?– Эта машина выпускалась на базе ГАЗ-67 в нескольких модификациях. Одной из них предусматривалась перевозка в кузове 6 десантников, хотя я не понимаю, как тут могло поместиться столько народу (я один-то с трудом влезаю). Но, как правило, бронеавтомобиль использовался в военной разведке, а экипаж состоял из двух человек: водителя и командира. Пока машина не на ходу, но, думаю, это дело времени. Кстати, музейный образец тоже пока “мертвый”.Так что у нас – уникальный шанс проехаться на настоящем военном броневике, и мы обязаны его использовать!