Тьма над Домом света
Ольга ВЕРТОВА, ЮВАО»[/b]Так получилось, что буквально за несколько часов до нашумевшего нападения на известного режиссера Романа Виктюка, которое произошло, напомним, 7 июля, Роман Григорьевич дал интервью корреспонденту «ВМ». Он весь светился и говорил восторженно:– Наконец-то наш театр сможет развернуться в прекрасном здании, когда его покинет ресторан «Бакинский дворик» и пройдет реконструкция памятника конструктивизма. Это же клуб Русакова, это же Дом света великого архитектора Константина Мельникова, где по мере движения солнца свет проходил через все внутреннее пространство.В этом великом и единственном в мире здании конструктивистского периода нам выпало счастье работать. Главное, нас поддерживает мэр Москвы. Мы даже в честь Юрия Михайловича свечку поставили. О нас сердечно заботится первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова.Если муниципальные чиновники будут порасторопнее, то распоряжение мэра о выводе отсюда ресторана, которому здесь не место, произойдет уже в ближайшее время. Покажу вам копию одного из последних документов мэра, направленного руководителю Москомнаследия Валерию Шевчуку: «Прошу неукоснительно руководствоваться моим поручением от 30.05.07 и незамедлительно приступить к противоаварийным работам по зданию театра». Здесь же указано, что все работы у нас должны быть завершены в 2008 году. Но сначала ресторан должен уехать…[b]– Вы в клубе Русакова уже 10 лет. Как театру жилось в этих стенах?Р. В. [/b]– Когда в Америке я встретился с Полом Хлебниковым и сказал ему, какое здание правительство Москвы выделило для театра, он был в полном восторге. Поздравлял меня, говорил, что это фантастическое здание. Он же первый привез в Москву небольшой транш ООН для начала работ по реконструкции. Но какие работы, если здесь пыхтит кухня, и ресторация гремит по 24 часа в сутки.– Пытались даже сесть на наш бюджет и не платить за коммунальные услуги, – добавил присутствующий при беседе директор театра Игорь Краснопольский. – Очень скоро выделенных 350 метров им показалось мало. Они ночами стали передвигать стены. Построили летнее кафе вплотную к окнам театра. Режим памятника архитектуры разве такое позволяет? Устроили автостоянку перед нашим входом.[b]– С вами они по закону должны были хотя бы посоветоваться…Р. В. [/b]– Они не только нас игнорировали, но и угрожали нам. Представьте, в апреле 2006 года в Москве проходила всемирная конференция по архитектурному наследию ХХ века. Посмотреть на здание Мельникова приезжали крупнейшие специалисты международных организаций. А что их ждало здесь? Передвинутые перегородки, заложенные окна, запах шашлыков… Мы боялись, что памятник погибнет, как погиб филиал МХАТа, бывший Театр Корша, который10 лет простоял пустым. Здание умирает, если его никто не согревает изнутри. Поэтому мы, хотя еще не играем здесь спектакли, а только репетируем, каждый день думаем о нашем доме. В холод, и в жару, и в дождь, а крыша здесь текла все время, мы подставляли тазы и ведра, согревали своим теплом стены изнутри…Но ситуация не менялась. Когда в театр пришел директором Игорь Краснопольский, он как опытный профессионал начал наводить здесь порядок. Прежде он руководил филиалом Малого театра в период его реконструкции, потом при его руководстве строился Театр Луны. Он делал все, чтобы ускорить реконструкцию клуба Русакова. На него было совершено бандитское нападение, которое до сих пор не раскрыто.В мае театр вынужден был обратиться с письмом к мэру столицы, в котором, в частности, говорилось: «Угрозы продолжают поступать в адрес руководства театра, в том числе и в адрес Виктюка и Краснопольского, а также предупреждение, что все в правительстве города ими (дирекцией ресторана) «схвачено» и что театр реконструироваться не будет, а будет продолжать действовать ресторан, а на нас они подадут в прокуратуру города…»– И вот какую резолюцию наложил Лужков на этом письме, – говорит директор театра. – Вот слова мэра: «Покажите зарвавшимся, как в правительстве Москвы «все схвачено». Здорово, не правда ли? Это было 11 мая. Мы эту бумагу в театре повесили на видное место.[b]– Раз есть решение, ресторану придется отсюда уехать. А за угрозы – ответить. Роман Григорьевич, смущает одно: почему проектные работы в таком знаменитом сооружении доверены какой-то неизвестной организации?Р. В. [/b]– Ее уже нет. Ошибка исправлена. Мы ведем переговоры с Моспроектом-4, солидной организацией, которая строит театры и ей можно доверить такой памятник.[b]– Сейчас строят театры-трансформеры. Реально ли приспособить шедевр конструктивизма 20-х годов под современный театр с внутренней динамикой пространства?Р. В.[/b] – Гениальный Мельников все предвидел. Он понимал, что зрители и артисты должны быть в едином ритуальном пространстве. Как в храме – нет сцены, нет зрительного зала. А есть единое пространство, в котором происходит магическое очищение человека. Вот для чего нам и нужно именно это помещение, где солнечный свет слева, справа, сверху. Мы должны вернуть это ощущение. Конечно, число мест придется сократить с 1100 до 600, но будет комфортно и артистам и зрителям.[i]Клуб имени Русакова был построен в 1927–1929 годах по проекту Константина Мельникова. Оригинальное сооружение называли поразному: «рупор на Стромынке», «Дом света», «часть шестеренки», «архитектурный палиндром», «дом, вывернутый наизнанку»… Теперь во всем мире его считают классикой авангарда, непревзойденным случаем организации городского пространства. Во время войны здесь показывали боевые киносборники, а после войны – трофейные фильмы, такие, как «Судьба солдата в Америке», как многосерийный «Тарзан»…Сейчас в здании работает Театр Романа Виктюка. Почти за 80 лет здание претерпело серьезные утраты. Заложены многие окна, сбиты первоначальные надписи на балконах, в значительной степени изменена внутренняя планировка.[/i]