Когда страх съедает душу
Действие фильма происходит в 70-х годах прошлого века в южной Германии. В патриархально-религиозной семье живет 21-летняя Михаэле со своим добрым, но безвольным отцом и набожной до бессердечия матерью. Михаэле периодически страдает от эпилептических припадков, порой ее посещают голоса и жуткие галлюцинации. Тем не менее Михаэле решает уехать из дома, поступив в университет в Тюбингене. В общежитии она впервые наслаждается плодами наступившей свободы: заводит серьезный роман со Стефаном, поддерживает дружеские отношения со вполне земной девушкой Ханой. Но болезнь никак не желает от нее отступать.Испугавшись, что ее могут отправить вновь под недремлющее родительское око, она исповедуется молодому священнику, который убеждает ее в том, что она одержима нечистой силой. Стефан и Хана уговаривают ее обратиться снова к психиатру, но они не в силах противостоять обряду экзорцизма, которому подвергают бедную девушку при содействии ее строгих родителей.Шмид, вошедший в 90-е годы в число лучших режиссеров Германии (после «23») , не в первый раз обращается к теме религиозного фанатизма («Рай и ад») и сектантства в католической религии. В основу рассказанной истории легла трагическая смерть (от истощения после сеансов изгнания демонов) католической студентки в Клингенбурге. Интересно, что и сейчас, спустя 20 лет после ее смерти, паломники почитают ее как великомученицу. Недавно в США был поставлен фильм «Шесть демонов Эмилии Роуз», шедший и у нас с успехом в прокате, посвященный изгнанию демонов из невинной девушки. Но этот истеричный фильм по всем параметрам уступает взвешенному «Реквиему».Священный обряд изгнания Дьявола был публично произведен еще в 1614 году. А первым моду на фильмы об экзорцизме ввел режиссер Уилльям Фридкин еще в 1973 году. Его «Экзорцист «пользовался в прокате всего мира бешеным успехом, хотя и стал нелегким испытанием для нервов людей, только что переживших нефтяной кризис. Но создатели этих незаурядных лент объясняют одержимость своих героинь воздействием потусторонних сил, а вот Шмид тяготеет к реалистической трактовке. Для него одержимость Михаэлы – следствие ее глубокого конфликта с властной матерью и возникающего отсюда чувства вины. Успеху фильма способствует насыщенная богатыми нюансами игра театральной актрисы Сандры Хюллер, дебютировавшей с этой ролью в полнометражном кино.Она мечется между верой в разум и религиозной верой, внушенной ей строгим воспитанием, и не может найти выход из затяжного душевного конфликта. Эмоциональное воздействие «Реквиема» умело дозировано талантливым режиссером, который ни разу не скатывается в дешевое обличение «свинцовых времен», которые сразу наступили в 70-е годы в ФРГ после экономического чуда и породили таких экстремалов, как террористка Ульрика Майнхофф. Но для Михаэлы идеалом являются святые католички, ибо она жаждет отдаться беззаветному служению людям.Сдержанный изобразительный ряд печального фильма придает ему силу разоблачительного документа, но при этом Шмид не гонится за дешевыми эффектами. Композиции музыкальных групп Deep Purple и Anthem умело и ненавязчиво передают атмосферу того непростого для Германии времени, когда противоречия между отцами и детьми достигли опасного максимума.Поэтому картина «Реквием» из частного случая преследования больной девушки превращается в метафорическое высказывание о страхе перед взрослением, который присутствует повсеместно. А сама картина свидетельствует о возросшем уровне кино Германии, которое нас ныне радует не только лентами режиссера Тома Тыквера («Беги, Лола, беги!»).