Не хочешь учиться? Иди в ПТУ
В России 1 200 000 необразованных детей! Чтобы покончить с этим вопиющим фактом, на прошлой неделе депутаты Госдумы в третьем, окончательном чтении приняли Закон «Об обязательном полном среднем образовании». Совет Федерации его одобрил. И с начала нового учебного года все молодые россияне до 18 лет будут обязаны пройти все три ступени образования: начальное общее, основное общее и полное среднее. До этого момента обязательными являлись только две его начальные ступени – до 9-го класса.Вроде бы все ясно. Но не утихают дебаты вокруг этого закона! Провести внеочередной чрезвычайный съезд работников образования призвали первый заместитель председателя думского Комитета по образованию и науке Олег Смолин, нобелевский лауреат академик Жорес Алферов, бывший министр образования Эдуард Днепров, заслуженный учитель СССР историк Леонид Мильграм и другие. Что же так не понравилось светилам науки? Кто-то из них заметил, что если бы во времена Пушкина действовал Закон «Об обязательном полном среднем образовании», то мы, скорее всего, потеряли бы «наше все» где-то на переходе от основного общего к полному среднему образованию. Достаточно было бы нескольких «двоек» в аттестате по точным наукам, с которыми гений был не в ладах, и путь его был бы отнюдь не в Царскосельский лицей. Великий писатель, мастер слова, один из основателей норм русского языка числился бы в рядовых пэтэушниках.Такова фабула обязательного бесплатного полного среднего образования. По сверхзадаче идея неплохая.– Перед Россией стоит много серьезных задач, и для их решения нужны квалифицированные, хорошо образованные в обязательном порядке кадры, – заметил в свое время председатель Госдумы Борис Грызлов.В обязательном или принудительном? Вот в чем вопрос, который так взволновал научную общественность.По мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Олега Смолина, закон – сплошная профанация, власти таким образом просто ограничились односторонним решением проблемы:– Оставлять детей на второй год в 10-х и 11-х классах запрещается. Каждому, кто не может освоить школьную программу, предлагается пойти в ПТУ, экстернат, вечернюю школу. Таким образом, может получиться, что количество образованных детей фактически не увеличится, а совсем наоборот, станет меньше. И квалифицированных работников тоже. Наша позиция иная. Есть, например, вариант, основанный на опыте ряда европейских стран: если ребенок не может освоить какие-то предметы, необходимо дать ему возможность получить аттестат с неудовлетворительными оценками (не более двух-трех), но при этом продолжить обучение в школе и получить полноценное образование по другим предметам.В ряде европейских стран, как сказал депутат, просто понимают, что зачастую, если у ребенка двойки по геометрии или физике, это его индивидуальная особенность. Возможно, это будущее «наше все». А вы ему: выбирай – либо бином Ньютона, либо ключ сантехника. Стране, милый, нужны квалифицированные кадры! Да, но России нужны и великие поэты, художники, писатели, артисты, клоуны, наконец…Однако «двойка» в российском аттестате – это не просто оценка, а клеймо. Даже для клоуна. Вот если бы это был аттестат без оценок. Но как в таком случае оценивать этот аттестат?Вопросов много. Может быть, чрезвычайный съезд даст ответ на них. Если, конечно, состоится.