От Нескучного до Сити на своих двоих
Старый Арбат, Камергерский переулок, еще пара менее известных мест – и все, пожалуй. Для жителей такого мегаполиса, как Москва, этого явно недостаточно. Не говоря уж о туристах. Им из окна экскурсионного автобуса на столицу полюбоваться – маловато будет! Проблема налицо, дело за решением.Вот почему наряду с грандиозным проектом «Золотое кольцо Москвы» появился еще один масштабный проект – «пешеходная тропа» от Нескучного сада через излучины Москвы-реки по трем пешеходным мостам. Здесь самые лучшие видовые точки, здесь множество памятников истории, культуры, несколько парков, бульвары, скверы…Достоинство проекта – в его реализуемости. Маршрут использует сложившуюся уличную сеть. Пока на карте города он выглядит штрихпунктирной линией, которая должна стать сплошной, непрерывной. Линейные участки создаются за счет инвестиционных объектов. Это торговые комплексы, гостиницы, рестораны, кафе, демонстрационно-выставочные залы. На территории площадью в 50 гектаров хорошо должно быть всем: и городу, и инвесторам, но прежде всего – пешеходам.Есть два варианта обустройства начала маршрута. Первый – на площади Гагарина, как предлагает академик архитектуры Платонов, построят оригинальное здание-окно научно-информационного центра, культурно-торговый комплекс, вход со стороны Третьего кольца в Нескучный сад.Второй вариант требует лишь благоустройства-обустройства. Рядом с отправной точкой – Шухова башня на Шаболовке, Донской монастырь с его редчайшим некрополем и расположенный неподалеку великолепный памятник московского барокко – церковь Ризположения на Донской улице.Через Нескучный сад путь идет к Андреевскому мосту. Из-под его стеклянного колпака открываются роскошные виды на Воробьевы горы и храм Христа Спасителя.Мы первый раз пересекли Москву-реку и оказываемся на 1-й Фрунзенской. Вскоре она превратится в «Стеклянную улицу» или пассаж площадью в 8,5 тысячи квадратных метров с подземным паркингом на 350 машин. Кстати сказать, три крытых моста плюс пассаж делают маршрут всепогодным, комфортным в любое время года.За «Стеклянной улицей» предлагается воссоздать шедевр конструктивизма – «Красный павильон» Константина Мельникова, который стал главным архитектурным сюрпризом на парижской выставке 1925 года. «Проекты Мельникова – это XXI век», – писали тогда французские газеты. Сейчас московские творения архитектора реставрируют. Может быть, пришло время и воссоздать некоторые из них.На пересечении с Комсомольским проспектом должен быть построен подземный общественно-торговый комплекс площадью 12 тысяч квадратных метров с выходами к Строительной выставке, к станции метро «Фрунзенская» и Московскому дому молодежи (МДМ).Намечается серьезная реконструкция и расширение Строительной выставки с сооружением под ней паркинга на 1000 машин. А у МДМ свой контингент пешеходов. Говоря словами Артюра Рембо, «среди шлифующих усердно эспланаду» преобладает студенческая молодежь.Между прочим, на первой половине маршрута (до Большой Пироговки) находятся 4 столичных вуза. И это нужно учитывать, открывая, например, не дорогие рестораны, а доступные кафе. А то получится как в Столешниковом переулке: когда в нем закрыли популярные магазины, прежде оживленнейший переулок обезлюдел и погрустнел.От метро «Фрунзенская» начинается парк бывшей усадьбы Трубецких с прудами и мостиками, а за ним – кирпичная стена. Здесь было трамвайное депо имени Артамонова, теперь – троллейбусный парк № 5. Его планируют перевести в другое место, а здесь открыть Музей экологии и автомобиля со своим паркингом.Зеленый клин Девичьего поля проектанты видят частью московских «Елисейских Полей».Отсюда можно свернуть к Новодевичьему монастырю или продолжить путь к следующей излучине Москвы-реки. На пути вам встретится стадион «Буревестник», который предлагается реконструировать, осовременить, построив под ним паркинг на 400 машин.Если учесть, что под Большой Пироговкой планируется построить подземный переход, а над Плющихой возвести надземный, то весь маршрут до Киевского пешеходного моста не будет иметь ни одного пересечения с автомобильными потоками! Вот вам, пожалуйста, идеальное место для организации праздничных шествий и костюмированных гуляний без привычных ныне остановок транспорта и дополнительных забот для «гаишников».Мост у Киевского вокзала в интерпретации академика Платонова успел понравиться москвичам. Но архитектор продолжает работу, чтобы лучше вписать это интересное сооружение в ландшафт крутого берега. Он предлагает устроить перед мостом небольшую аванплощадь с фонтаном и ротондой. А на гребне перед вогнутым жилым зданием архитектора Щусева намечено воссоздать изящную церковь Благовещения Богородицы на Бережках.Фонтаны станут настоящим украшением маршрута. И главный среди них — многоструйный фонтан на площади Европы, где развеваются флаги всех европейских государств. Впрочем, кому-то больше нравятся водяные фейерверки на недавно реконструированном Украинском бульваре… Как и в начале маршрута, в его завершении возможны варианты. Можно повернуть налево и через мост «Багратион» направиться в Сити. Но в стадии предварительного рассмотрения – проектное предложение о строительстве нового автомобильно-пешеходного моста через Москву-реку от Украинского бульвара к улице 1905 года. Это путь Экспоцентру на Красную Пресню, к зоопарку… Мы назвали далеко не все, безусловно, достойные внимания и восхищения места, по которым пройдет пешеходно-туристический маршрут «Нескучный сад–Москва–Сити». Но, по-видимому, и так всем ясно, что здесь есть на что посмотреть, будет где отдохнуть и перекусить, развлечься или сделать покупки.Отметим в заключение еще одно важное достоинство проекта: чтобы сделать маршрут удобным для пешеходов любого возраста, есть конкретные предложения по устройству эскалаторов и трэвелаторов (движущихся тротуаров). Но лучше, конечно, не поддаваться техническим прелестям – будьте здоровы! – а, как встарь, топать на своих двоих и радоваться появлению в столице нового «11-го номера».