Памятники тоже плачут

Общество

Но воздвигнуть памятники – еще не все, нужно уметь их сохранять, чтобы наше монументальное наследие не погибло безвозвратно. Этим и озаботились всерьез городские власти.Был проведен конкурс на выполнение реставрационно-профилактических работ на скульптурных памятниках города. В перечень включили 74 монумента.Среди них Достоевский, Есенин, Лермонтов, Ломоносов, Маркс, «Мальчиш-Кибальчиш» на улице Косыгина, «Ополченцы» на улице Народного Ополчения. По данным «ВМ», контракт на выполнение этих работ стоимостью в 23 миллиона рублей, скорее всего, получит компания «Центр реставрации». Работы должны быть выполнены до декабря этого года.Что можно сделать за такое короткое время? Помыть монументы, избавив их от легко удаляемых загрязнений? Это само собой. Но одновременно будет проведено всестороннее технологическое обследование памятников, включая лабораторную экспертизу материалов, из которых они сделаны.Результатом комоординированных работ, в которых участвуют лучшие московские специалисты, станут описания состояния монументов, своеобразные «истории болезни», и рекомендации, что нужно делать дальше с каждым из них. После этого Москомнаследие сможет стратегически планировать работу, зная, за что браться в первую очередь.Увы, с московскими памятниками много проблем. Нет беды в том, что дети отшлифовали до блеска бронзовый автомобиль и фигуру Юрия Никулина у цирка на Цветном. От такого внимания памятник, кажется, только выигрывает. Но жаль, что почти исчезло уважение в отношении городских монументов, которое всегда было у москвичей. Неизвестные вандалы украли звенья бронзовой цепи у Пушкина, вырвали штыки у «Ополченцев», гранит памятника Герцену и Огареву на склоне Воробьевых гор замазали граффити и буквально надругались над памятником гениальному конструктору наших «истребков» Александру Яковлеву. Над хрестоматийно известной скульптурой Ивана Шадра «Булыжник – орудие пролетариата» глумятся без устали, тем более что сам памятник невысокий и доступный.Тревожит и состояние некоторых старинных изваяний, особенно Минина и Пожарского. Металл здесь от времени истончился до такой степени, что, как говорят специалисты, изнутри видны звезды на небе. К этому памятнику даже боятся притронуться. Но несомненно, что его масштабную реставрацию откладывать надолго не будут.А начать реставрацию московских памятников решили с памятника Чайковскому перед Большим залом консерватории. Сейчас скульптура закрыта строительной времянкой, в которую нагнетается теплый воздух. А внутри мастера счищают самый въедливый окислитель памятников – голубиный помет, который вступает в разрушительную реакцию с металлом, и восстанавливают благородную патину – естественную и самую надежную защиту бронзы.Памятник композитору, созданный Верой Мухиной, – произведение необычное. Его называют микроансамблем, сочетающим монументальную скульптуру и архитектурное оформление двора крупного общественного здания. Утраты есть и в бронзе, и в камне. Бесследно исчезло даже перо из руки Петра Ильича. Арфы лишились части струн.С бронзовой решетки в виде нотного стана, которой обнесен памятник, исчезла не только часть ажурного декора, но и не хватает многих нот. Но каких? Неравнодушные консерваторские профессора сами приходят консультировать реставраторов.Начальные строки мелодий из «Евгения Онегина», «Лебединого озера», Шестой симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта, романса «День ли царит» будут полностью воссозданы. Но теперь ноты не припаяют к линейкам, а отольют с ними вместе на Комбинате имени Вучетича. Тогда ноты оторвать будет невозможно.На полукруглой каменной площадке перед Чайковским сейчас только каблуки ломать: ее плиты вздыбились, пошли вкривь и вкось. Каменщики уже приводят в порядок это любимое место свиданий москвичей.

amp-next-page separator