Берлин отменяется?..

Развлечения

И это явно главное новшество фестиваля. В Интернете в режиме онлайн будут транслироваться все его события – церемонии открытия и закрытия, награждения, пресс-конференции, звездные парады перед Берлинале Паластом. А он – лыко в строку – расположен в небоскребно-футуристическом городе будущего, который вырос на месте старой Потсдаммер Платц. Пока в Интернет еще не перекочевала собственно кинопрограмма, но как-то думается, что и это не за горами.Среди прочих новшеств неприятность, которая постигла нас лично. То есть наше кино. В конкурсе не оказалось картины из России. Но, надо сказать, к тому шло. С тех самых пор, как Берлинале, единственный из фестивалей наиболее престижной категории “А” (в этом коротком списке – Канн и Венеция), перестал декларировать свою миссию моста между Западом и Востоком. Собственно, именно это и отличало Берлинский фест: столица толерантности и левого интеллектуализма, город, где скрывались от армейского призыва “дети-цветы” со всей Европы и даже из Америки, где терпели краснобригадовцев, любил показать советское, а потом и российское кино. Это была часть ноухау Берлинале, и дело всегда сопровождалось некоторой помпой.Теперь в Германии не те настроения. Наш режиссер Бахтиер Худойназаров (автор “Лунного папы” и “Шика”) живет в Берлине и утверждает, например, что отношение к России тут ныне чрезвычайно предвзятое. Считается, что у нас проблемы со свободой слова и прокурорский отлов представителей крупного бизнеса. И спорить с Худойназаровым трудно – германский парламент, как известно, пригласил недавно для знакомства “чеченского Гамлета с автоматом” А.Закаева. Получается, что Германия хочет видеть у себя только определенных артистов из России, даже если ими интересуется еще и Интерпол.В этом направлении ищет и находит свою новую миссию и Берлинале. Им движет социальная озабоченность. В прошлом году главным призером стал фильм “В этом мире” о маленьком беженце из Афганистана, в этом – в конкурсе американские “Мария, благодати исполненная” и “Монстр”, пронзительно повествующие соответственно о нелегкой судьбе латиноамериканки, втравленной в наркоторговлю, и проститутке, психологически изувеченной в тяжелом детстве.По сравнению с такими бедами наш “пролет” мимо конкурса, безусловно, ерунда. Тем более что во второй по значению берлинской программе, неконкурсной Панораме, российская картина есть. Интересно однако, что и тут взяла свое новейшая компьютерная мания фестиваля: картина эта сделана Ольгой Столповской и Дмитрием Троицким, более известными в мире мультимедийного искусства как творцы видеоарта, постановщики бессчетных спецакций и перформансов и авторы клипа на песню группы “Вопли Видоплясова” “День рождения”. Он был исполнен в стилистике индийского кино, так что в пронзительно-наивном названии их “берлинского” фильма – “Я люблю тебя” – видится подвох… С другой стороны, в параллельном конкурсе “Форум молодого кино” – “Коктебель” Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и “Правда о щелпах” Алексея Мурадова. А в конкурсе короткометражек – “Sapiens”, 13-минутная философская комедия Александра Рогожкина.Кроме того, в главном конкурсе есть картина про нас. Это политический триллер “Тройной агент” 83-летнего ветерана французского кино Эрика Ромера – он о молодом генерале царской армии, проживающем в эмиграции в Париже и во время гражданской войны в Испании становящемся шпионом. И не только советским, что интересно. В ролях аристократических русских – лощеные французы.И вообще в главном конкурсе Берлина кино по преимуществу немолодое, произведенное бойцами проверенными – французским полуклассиком Патрисом Леконтом, греческим классиком Тео Ангелопулосом, 67-летним британским борцом за права пролетариата Кеном Лоачем, корейцем Ким Ки Дуком (самым работящим режиссером мира: берлинская “Самаритянка” – его 10-й фильм за 8 лет профдеятельности)…И еще – целых два фильма из Германии. И тут нащупывается еще одна сторона миссии, которую Берлинале за собой видит – продвигать на рынок свое кино. Что и патриотично и экономически дальновидно. А для чего еще в наше время рыночной целесообразности существуют фестивали? Ах да, конечно… Чтобы Николь Кидман прошла по красной дорожке…Надеются и на такое: фестиваль откроется историческим эпосом Энтони Мингеллы “Холодная гора”. У Николь Кидман там – главная роль. В четверг примерно в 18.40 по берлинскому времени она сможет прямо с красной дорожки войти в каждый связанный с Интернетом дом.

amp-next-page separator