Скоро увидит свет новый фильм «Золотой век»
Еще десять лет назад Кейт Бланшетт сделала себе громкое имя в фильме «Елизавета» у этого же режиссера. С тех пор она стала признанной актрисой первой величины. Поэтому неслучайно «Золотой век» c триумфом открывал недавний МКФ в Риме. Это качественно сделанное историческое кино порадует не только великолепными костюмами, но и ненавязчивой философией одиночек, бросающих вызов судьбе. Они живут под девизом: «свобода или смерть». При этом главное достоинство фильма Капура состоит в том, что под внешними формами костюмного блокбастера (с нарядами частично от Диора) прячется судьба суверенной личности, показанная Бланшетт во всей полноте и противоречиях. Действие фильма начинается в 1585 году, когда в России еще правил тиран Иван Грозный, а заканчивается гибелью Великой Армады, считавшейся испанцами непобедимой. Но не меньшее место в фильме уделено личным отношениям королевы-девственницы с ее фаворитом-капитаном Уолтером Рейли (Клайв Оуэн) и ее фрейлиной Бесс (Эбби Корниш), влюбленной в храброго моряка, как кошка. Уолтер прославился не только пиратскими наскоками на испанские галеры, груженные золотом, но и тем, что первым завез в Англию табак и картофель. Его облик списан сценаристами с адмирала Фрэнсиса Дрейка, но Клайву Оуэну, пожалуй, не достает харизмы. Неприлично облысевшая королева явно проигрывает в красоте хорошенькой Бесс. Зато восполняет недостатки внешности живым умом и редкой целеустремленностью. Ее мужественность восхищает Рейли, недавно вернувшегося из Нового света (там он назвал американский штат Виргинией в честь королевы-девственницы), но он становится любовником Бесс – к явному неудовольствию Елизаветы, страдающей от женской невостребованности. Но та ведь – мать всего английского народа. Это отличает героиню Бланшетт от персонажа великой Гарбо из классического фильма тридцатых «Королева Христина». Она фаталистка и постоянно прибегает к услугам знаменитого астролога и алхимика Джона Ди, который предсказывает гибель империи. Но не уточняет, какой: испанской или английской. Отношения внутри любовного треугольника развиваются урывками – самой знаменитой королеве в английской истории в основном приходится уделять внимание политическому сдерживанию католиков. Те были недовольны ее правлением и искали поддержки у шпионов испанского монарха Филиппа. Кульминацией этого кровавого противостояния становится жестокая казнь кузины Елизаветы, шотландской королевы Марии Стюарт (Саманта Мортон). Фрэнсиса Уолсингэма, серого кардинала Елизаветы, старательно, но без присущего ему блеска играет Джеффри Раш, лауреат «Оскара» (маркиз де Сад в фильме Стэнли Кауфмана). Компьютерный дизайн морских сражений выполнен намного талантливее, чем в недавнем российской боевике «1612», а сцены пыток по современной моде сняты излишне натуралистично. Удручает лишь громкое до назойливости музыкальное сопровождение и диалоги – они излишне современны