Монорельс длиной почти в 200 лет

Общество

Вы, дорогие читатели, будете смеяться (поскольку Россия всегда была родиной слонов), но монорельс, оказывается, тоже отечественное изобретение! Еще в 1820 году некий Иван Ельманов построил «дорогу на столбах», где по верхнему продольному брусу катились вагонетки, а двигателем были, естественно, лошади. Действовала эта дорога в каменоломнях близ подмосковного села Мячкова… Но россияне просто строили, а иноземцы еще и патентовали. Потому и приоритет в деле монорельса оказался у англичан, когда в 1821 году некий Пальмер запатентовал свое изобретение, а через четыре года воплотил его в жизнь. Потому-то и история монорельса отсчитывается с 1825 года – 179 лет уже «натикало»! Так уж получилось, что человечество многие десятилетия отдавало предпочтение двухрельсовым дорогам, а к монорельсу обращалось лишь в виде эксперимента. У нас в России такой опытный образец показал на московской Политехнической выставке в 1872 году изобретатель Лярский. А первую действующую дорогу (200 метров) построил в 1897-м в Гатчине инженер И. Романов.Она была и надежнее, и дешевле зарубежных образцов. Потому-то ее быстренько на Западе скопировали и (в отличие от России) воплотили в жизнь: в Ваппертале инженер Ланген построил 13-километровый монорельс, который действует до сих пор! А Россия все прожектерствовала: инженер Кошкин в соавторстве с тем же Романовым разработал проект монорельсовой дороги Петербург–Москва и Москва–Нижний Новгород. Проекты были одобрены, но… денег на них не дали. А без денег и один рельс не уложишь! Впрочем, и сметы были явно завышены: на строительстве дорог, в том числе и монорельсовых в России, всегда было принято «греть руки»…Монорельсовые мечтатели пережили и войну, и октябрьский переворот: в 1921-м, когда вся страна латала старые паровозы, было принято решение профинансировать строительство монорельсовой дороги изобретателя П. Шиловского и построить трассу Кремль–Кунцево (очевидно, последующие «правительственные трассы» метро просто повторили старую идею). Потом проект изменили, и строительство перенесли в Петроград, а потом и вовсе замотали… К идее монорельса в СССР возвращались еще не раз. В начале 1930-х, после показа в ЦПКиО им. Горького монорельсовой модели аэропоезда, был даже построен опытный участок близ платформы Северянин, но в 1934-м все работы были свернуты. Видимо, зэки с тачками обходились руководству страны дешевле… В 1954 году сделали проект Камчатского монорельса длиной в 511 км, потом – монорельсовой дороги Омск–Сургут, Норильск–Салехард и др.А в начале 1960-х проектировалась целая сеть таких дорог уже в Москве, прежде всего – к аэропортам «Внуково» и «Домодедово», а также в зону отдыха на Клязьминском водохранилище. Горячим сторонником идеи монорельса был «наш дорогой Никита Сергеевич». Но построить его не успели: Хрущева сняли, а без него проект заглох сам собой… Хотя по инерции некоторое время проектные работы продолжались. Весьма детально разрабатывался (с помощью авиаконструкторского бюро Яковлева) участок от Автозаводской до Коломенского. Но потом и этот вариант был похоронен.К идее монорельса вернулись в конце 1980-х, а к 1992 году были разработаны проекты двух линий: «Белый дом–Шереметьево» (для избранных) и «Чертаново–Ясенево–Бутово» (для простых смертных). Но после известных всем событий стало не до этого проекта.А сейчас монорельс в Москве уже есть. И после почти двухвековых ожиданий москвичам, очевидно, скоро удастся по нему прокатиться…

amp-next-page separator