Что ждет Исторический музей?
[b]Исторический музей строит планы освоения территории, которую он получил в оперативное управление. Это – здание бывшего Музея Ленина, Монетный двор, целый квартал между Театральной площадью и Никольской улицей. Суммарный прирост – 20 тысяч квадратных метров площади плюс возможность перекрыть внутренние дворы.О перспективах развития Исторического рассказывает .– Александр Иванович, откройте тайну: Виктор Христенко друг вашего музея?[/b]– Сами не знаем. Но считаем, что за короткие дни исполнения обязанностей российского премьера Виктор Христенко вошел в анналы истории. Мы столько лет ждали, когда будет подписано решение о передаче нам здания бывшего Музея Ленина, где до 1917 года находилась Мосгордума, а он поставил подпись буквально за пару дней. Все довольны. Город же получил в обмен Музей-заповедник «Царицыно».– За это спасибо и московским властям. Они всегда шли навстречу. В 1912 году, например, музею завещал свою уникальную коллекцию древностей знаменитый собиратель Петр Щукин. Почти 300 тысяч предметов! Но где из разместить? Тогда-то впервые зашла речь о соседнем здании, которое мы сейчас получили. А Городская дума и в то время была готова на жертвы. Стали искать средства на строительство нового помещения для думы, но тут 1914 год, Первая мировая…– Музей Ленина прекратил свое существование в конце 1993 года. Но здание после этого все-таки не пустовало. Когда мэр столицы рассматривал вопрос о капремонте нашего главного здания, то понял: нужно освободить его от всех коллекций и перевезти их по соседству. Удивляюсь, но партийное руководство строило белокаменные дворцы для филиалов Музея Ленина – в Душанбе, Ташкенте, Киеве, а о самом центре этой музейной системы пеклось мало. Здание сильно запушено и за прошедшие 10 лет его состояние, конечно, лучше не стало. Оно требует комплексного ремонта и модернизации. Нужно в 2005 году начать реконструкцию здания.– Во-первых, восстановим исторический зал заседаний. Он будет таким, каким был до 1917 года. По договоренности будем предоставлять его городским властям для любых презентационных мероприятий, торжественных заседаний, официальных встреч. Во-вторых, мы сможем собрать здесь наши экспонаты, разбросанные по Москве. Освободим Крутицкое подворье, которое должно принадлежать церкви, ряд других культовых зданий. Можно создать единую компьютерную базу данных, выйти на международный уровень через «всемирную паутину». В-третьих, появилась возможность сделать доступными многие наши коллекции.– Скажем, собрание тканей и костюма, начиная с власяницы Ивана Грозного, в которой он, как монах, отмаливал свои грехи. Или коллекцию предметов из металла – от старинных часов до редчайшей фигурной бронзы. Есть у нас отдел, который хочется приблизить к посетителю. Это письменные источники. 14 миллионов листов! Много материалов по истории Москвы, которые собрал Иван Забелин. Надеюсь, мы создадим читальный зал. То, что нельзя выдавать на руки, станет доступным в электронной форме. Очень мало в мире музеев с такой, как у нас, коллекцией старинных карт. Поэтому мы хотим открыть кабинет картографии…– С самого начала экспозиция главного здания была рассчитана до эпохи Александра III Этому было подчинено все решение интерьеров. Можно с трудом вместить в прежние площади время Николая II. Но разместить ХХ век практически негде. Поэтому минувшее столетие выставим на новых площадях.– Век был бурный, динамичный, со своими взлетами и падениями. В нем есть драматургия истории. Думаю, можно создать оригинальную экспозицию, пространственно решенную в современном духе. На новой территории есть длинный двор. Мы перекроем его, устроим многоуровневую экспозицию в виде наклонных пандусов. Посетители будут круто опускаться в пучину гражданской войны и разрухи, потом медленно подниматься по НЭПу и реализации ГОЭЛРО, потом опять падать в беспредел сплошной коллективизации и массовых репрессий и медленно восходить к Великой Победе и восстановлению народного хозяйства…– Да! Огромное счастье, что сейчас нет цензуры. Раньше она была и прямая, и косвенная. На днях открыли в Тюмени нашу передвижную выставку «Российские императоры». Эта тема интересует многих. И вспоминаю, как лет 20 назад появление на выставке только одного императорского портрета вызывало вопросы: «Зачем он здесь?», «Где же классовый принцип подхода к оценке исторических событий?» Все подгонялось под идеологические установки. Когда они менялись, мы должны были бегом менять экспозиции.– Есть проход через Воскресенские ворота над Иверской часовней, но он неудобен. Поэтому планируем связать обе территории подземным переходом. Благо в Историческом проезде уже проходили раскопки, культурный слой изучен, можно копать. Внутренние дворы там и здесь – на одной оси. Переход будет проложен между ними.– Деликатные вопросы махом не решаются. Здесь покоятся самые разные люди. Кто чувствует за собой право их «сортировать»? Думаю, в Москве нужно построить пантеон – усыпальницу деятелей определенного периода.– В здании Мосгордумы никогда не было ни масштабных росписей, ни сложной лепнины, поэтому работы здесь будут, по крайней мере, вдвое дешевле, чем в нашем главном здании. Реально провести реконструкцию – за 2–3 года. Правда, уникальное сооружение Государева Монетного двора с многочисленными палатами, расположенное за бывшим музеем Ленина, должно быть серьезно реставрировано.