Работодатели нынче «разлюбили» отличников
Времена, когда руководители предприятий боролись за отличников – выпускников вузов и заманивали их к себе разными «пряниками»: выплачивали надбавки к зарплате, отпускали во внеочередные отпуска и даже предлагали временное жилье, – канули в Лету. Сейчас менеджеры кадровых агентств куда с большим удовольствием трудоустраивают синедипломников, чем людей, гордо предъявляющих диплом красный. Диплом о высшем образовании пока является той «строчкой в резюме», без которой не стоит и мечтать о том, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу и делать карьеру. При том обилии институтов, которые дают сейчас бесплатное и платное высшее образование, получить заветный диплом – не проблема. Многие абитуриенты предпочитают поступить в институт с небольшим конкурсом, а потом работать не по специальности. Да и профильные вузы далеко не всегда готовят именно тех сотрудников, которые нужны работодателям. Однако, как показывают социологические исследования, проводимые российскими агентствами, работодатели нынче «разлюбили» отличников. – Такая позиция руководителей объясняется просто, – объясняет директор кадрового агентства Ирина Задорожная. – Они говорят: «Отличники, конечно, являются ответственными и исполнительными работниками. Но они концентрировались на учебе, поэтому зачастую даже не владеют элементарными навыками практической работы. В то время как хорошисты совмещали учебу и работу и уже имеют профессиональный опыт. Так что брать их на работу предпочтительнее». К сожалению, в нашей стране пока не сложился эффективный диалог между вузами и работодателями. Зачастую во время учебы в высших учебных заведениях студентам не дают тех знаний, которые просто необходимы для их будущей работы. На Западе дела обстоят совершенно по-другому: там коммерческие компании сами активно участвуют в работе вуза. Они могут даже изменить учебный план. В результате оценки, полученные в западных институтах, отражают, насколько выпускник готов к работе. Изменить ситуацию, когда хорошисты оказываются для работодателей предпочтительнее отличников, сможет вводимое со следующего года деление высшего образования на две ступени: бакалавриат и магистратуру. Бакалавриат будет давать студентам знания по «базовым направлениям» без лишней специализации. После четырех лет пребывания в институте бакалавры смогут работать на производстве, а также в реальных секторах экономики в должности рядовых исполнителей. А вот углубленную специализацию молодые люди получат в магистратуре. Ее выпускники смогут пойти в науку, займут должности, требующие аналитических и проектных навыков, будут вести самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность. Кстати: С 2004 года в приложении к газете Times публикуется рейтинг 200 лучших университетов мира. В рейтинге 2007 года в пятерку лучших университетов вошли: Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Йельский университет и Лондонский королевский колледж. Что касается российских вузов, то в рейтинге за 2006 год МГУ им. М. В. Ломоносова занимал 93-е место, а Санкт-Петербургский государственный университет – 164-е. В этом году в число 200 лучших университетов мира они даже не попали. Конечно, можно успокаивать себя тем, что зарубежные рейтинги сильно ориентированы на западные стандарты, в то время как российские вузы живут по несколько иным традициям. Однако непопадание лучших наших университетов в число лучших в мире явно свидетельствует о том, что не все так гладко в российском высшем образовании.