Остановиться, оглянуться
[b]Многолетнего главного режиссера Московского театра им. Гоголя москвичам представлять не надо. Судьба его театра была непростой – возможно, сказывалось близкое соседство Курского вокзала с его невозможной аурой. Но театралы помнят спектакли Бориса Голубовского «Верхом на дельфине» и «Берег», а также его аншлаговые хиты «Рок-нролл на рассвете», в котором впервые звучала музыка из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», и эротический «Декамерон». Понятно, что Борис Гаврилович – человек творческий и смелый. А еще он остроумный и хороший рассказчик. И мы решили поздравить его не совсем обычным образом. Предлагаем вашему вниманию две его байки.Без перевода[/b]Счастливая пора юности! Я – студент режиссерского факультета ГИТИСа, уже знаю все тайны театрального искусства (почти!). И я влюблен, и она смотрит на меня, как на будущего, ну по крайней мере Завадского (почти!). Я приглашаю ее в модный в те тридцатые годы цыганский театр «Ромэн», который пребывал в Б. Гнездниковском переулке (ныне учебный театр ГИТИСа).Уж не помню, какой шел спектакль – густая мелодрама из таборной жизни со страстями, песнями и танцами. Моя прекрасная спутница совсем из другого института, ничего не понимает по-цыгански, зато я, которому знакомы все тайны театрального искусства (почти!), зная, что театр не всегда нуждается в словах, что существует великое искусство пантомимы, в котором жест, движение, поза могут выразить любое чувство (почти!). И я вполне профессионально (почти!) слежу за происходящим на сцене и по упомянутым выше жестам, движениям, позам начинаю понимать (почти!), какие события, не такие уж сложные, происходят на сцене, и передаю их своими словами. А она в свою очередь восхищается моей компетентностью…Все счастливы! Ко второму действию я так навострился в разъяснении событий, что уже стал понимать отдельные слова и даже фразы, чем не преминул похвастаться: «Ты представляешь, я уже немного разбираюсь в цыганском языке!» Последовал ответ, полный иронии: «Конечно, они этот акт играют по-русски!» Хорошо же они говорили по-русски, что я смог понимать лишь отдельные слова! А роман распался. Из-за иронии.Встреча с чутким зрителем – радость для актеров. Разными бывают такие взаимные радости, огорчения и неожиданности.Однажды, в далекие времена, о которых я вспоминаю с душевной теплотой, трудясь в маленьком передвижном областном Театре драмы, я пришел на спектакль не к самому началу (шла знаменитая «Последняя жертва» Островского), незаметно пробрался в зрительный зал к сцене встречи Юлии Павловны Тугиной с Вадимом Дульчиным (того на сцене пока нет). Как молодой и старательный главный режиссер сразу стал записывать: «Нет сквозного действия… конфликт не выявлен»… и прочие глубокомысленные и отвлеченные замечания. И вот появляется Дульчин. Записываю: «Парик плохо причесан». Юлия бросается к нему: «Вадим, как давно ты не был…» Вадим, неточно представляя себе, где находится Юлия, говорит в пространство: «Здр…вст…здр…Юл…»Я сразу вычеркиваю запись о парике, понимая, что не в нем сейчас дело. Юлия пытается что-то сказать по пьесе, но Вадим в состоянии повторять только одну фразу. Опытная актриса, оценив ситуацию, сразу переходит к главному по сюжету: «Может быть, тебе деньги нужны?» Текст не Островского, но по смыслу приблизительно верен. Не до нюансов. В затуманенном сознании актера что-то всплыло: «Деньги давай…» Сидевшая рядом со мной пожилая женщина, принимавшая близко к сердцу судьбу бедной Юлии, прокомментировала происходящее: «Она его любит, а он к ней пьяный пришел!» Очевидно, соотнесла пьесу со своей жизнью. Спектакль закончить не удалось.Другой спектакль, иные эмоции. В театральном мире Москвы сенсация: замечательный осетинский актер Владимир Тхапсаев будет играть Отелло в спектакле Театра им. Моссовета. Я не мог не пойти посмотреть на работу большого мастера. Рядом со мной сидела молодая обаятельная пара лет 25–28, самозабвенно погрузившаяся в трагическое действие. Когда Яго стал плести свои адские интриги вокруг доверчивого мавра, я услышал, как девушка прошептала своему спутнику: «Сережа, я чувствую, что это плохо кончится…»Действительно, все кончилось очень плохо. Заслуженные овации сотрясали зал. Мои соседи аплодировали громче всех. Сережа (прошу прощения за фамильярность) поцеловал руку спутнице и прошептал: «Какая ты у меня чуткая…» Они были счастливы не только потому, что увидели хороший спектакль и прекрасного актера, но и потому, что узнали друг о друге что-то новое, глубокое… Хорошие люди! Конечно, обидно, что многие зрители не читали «Отелло», не знают, что Дульчин не алкоголик, а подлец… ну, что делать! Но от этого растет наша ответственность перед людьми, которым мы посвящаем свою жизнь.