Минимальная заработная плата москвичей поднимется
С 1 СЕНТЯБРЯ МЕНЬШЕ 7500 РУБЛЕЙ НИ ОДИН РАБОТАЮЩИЙ МОСКВИЧ ПОЛУЧАТЬ НЕ БУДЕТ Сколько же стоит труд? «Вечерняя Москва» уже сообщала о том, что на заседании столичного правительства был рассмотрен проект Московского трехстороннего соглашения на 2008 год между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В подготовке этого программного документа, внесенного профсоюзной стороной, участвовала Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей), практически все органы исполнительной власти города, включая префектуры административных округов. – Впервые за последние годы рассматриваемый документ представлен без разногласий, – сказал председатель Комитета общественных связей города Москвы Александр Чистяков. Но все же главными в работе Московской трехсторонней комиссии были и остаются вопросы регулирования оплаты труда в городе. С 1 сентября 2007 года минимальная заработная плата была 6100 рублей. С 1 мая 2008 года она составит 6800 рублей, а с 1 сентября – 7500 рублей. Эти показатели и легли в основу проекта Соглашения. В следующем году минимальная зарплата в городе достигнет уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Иными словами, будет выполнена стратегическая задача, которая была поставлена мэром Москвы и социальными партнерами в 2003 году. На федеральном уровне такой показатель запланирован только на 2011 год. Что же дальше? А дальше нужно разрабатывать и внедрять высокие стандарты качества жизни простых москвичей, повышать заработную плату, а также сделать так, чтобы пенсии в полтора раза превышали прожиточный минимум. Следующий шаг потребует от социальных партнеров, представителей экономического блока правительства Москвы глубокой и детальной проработки динамики роста минимальной заработной платы (конечно, с учетом планируемых экономических показателей). Можно сказать, что формируются ориентиры социальной политики социального государства. Рынок труда При относительно небольшой численности безработных (около 30 тыс. человек) и наличии большого количества вакансий (от 140 до 160 тыс. рабочих мест) город испытывает острую нужду в квалифицированных рабочих кадрах. Не решив эту проблему, мы ставим под удар реализацию планов по технологическому обновлению и переводу промышленности города на инновационный путь развития. Практика показывает, что на одного инженера-разработчика должно приходиться два конструктора, три технолога и 10 работников. У нас же – пирамида наоборот. Решить эту проблему в значительной мере позволит Городская целевая программа «Рабочие кадры» на 2008–2010 годы. Правительство Москвы с особым вниманием относится к вопросам возрождения престижа массовых рабочих профессий, повышению уровня профессионального мастерства и конкурентоспособности работников в условиях рыночной экономики. В этом году конкурс «Московские мастера» прошел в юбилейный десятый раз и объединил представителей 85 профессий. За десять лет в этом конкурсе приняло участие более 4 тыс. организаций и более 1 млн человек. Работа без опасности В столице удается сохранить наметившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня производственного травматизма. Москва – первый город в России, в котором организовано и проведено статистическое обследование субъектов малого предпринимательства. В практику работы Межведомственной комиссии по охране труда вошло правило заслушивать на заседании руководителей организаций, допустивших случаи тяжелого травматизма на производстве. Главная составляющая Социальная направленность – это главная и неизменная составляющая всех трехсторонних соглашений. В 2008 году за счет средств бюджета города Москвы сохраняются социальные гарантии и льготы ветеранам и инвалидам, доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, гарантированные виды бесплатной медицинской помощи, для отдельных категорий – бесплатный проезд, выделение жилой площади, (в том числе молодым семьям), отдых и оздоровление детей и многое другое. Московская инициатива проведения Года ребенка вызвала к жизни новую масштабную акцию. Следующий, 2008 год, будет объявлен в нашей стране Годом семьи. Одним из мероприятий новой программы станет проведение городского конкурса «Лучшее предприятие для работающих мам». Конкурс призван выявить и поощрить предприятия, создавшие наилучшие условия для профессионального роста и выполнения семейных обязанностей работающих матерей, их социальной и моральной поддержки. Трехлетка Впервые в новейшей истории России принят бюджет страны на предстоящий трехлетний период: 2008–2010 годы. Правительство Москвы тоже планирует городские целевые программы на три года. Этот опыт показывает, что такого срока достаточно для выполнения важных социальных проектов. Переход на трехлетний цикл заключения Соглашения позволит разрабатывать и реализовывать более сложные программы, будет способствовать созданию перспективного взаимодействия с Российской трехсторонней комиссией. При этом можно сохранить правило ежегодно подписывать Соглашение о минимальной заработной плате. Справка ВМ: В Москве живет 1/14 часть населения страны. При этом столица дает 1/6 часть валового внутреннего продукта России. Устойчивый прирост по этому показателю составляет порядка 10% в год. Индекс промышленного производства по итогам 9 месяцев уходящего года составил 111,1 процента. В проект Соглашения на 2008 год включены обязательства по сохранению и наращиванию научно-промышленного потенциала столицы. Значительная роль в формировании экономики нового типа отводится развитию малого и среднего бизнеса. Практика показывает, что на одного инженера-разработчика должно приходиться два конструктора, три технолога и 10 работников. У нас же – пирамида наоборот. Решить эту проблему в значительной мере позволит Городская целевая программа «Рабочие кадры» на 2008–2010 годы. Государственной инспекцией труда в городе Москве в 2007 году проведено 7337 проверок. Выявлено 110 862 нарушения трудового законодательства, связанных с охраной труда. Направлено по результатам проверок в органы Прокуратуры города Москвы 590 материалов для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности в связи с несчастными случаями на производстве. Монополизм – враг не государства, а человека Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы: – Трехстороннее соглашение мы принимаем в шестнадцатый раз. Тогда мы были первыми в России, кто принял такое соглашение. Сегодня мы первые по полноте его содержания. Оно выходит за рамки трудовых отношений и является кодексом в социальной и производственной сферах. Соглашение формирует политику, которая ведет к росту экономики, что позволяет обеспечить лучший в стране уровень заработной платы. В документе заложены основополагающие принципы, связанные с повышением уровня минимальной заработной платы, ставок в тарифных сетках. Одновременно необходимо следить за уровнем пенсионного обеспечения, который должен не только превышать прожиточный минимум, но и показатели, связанные с потребительской корзиной. Юрий Лужков подробно рассмотрел вопросы ценообразования. Если мы не хотим переходить к экономике, регулирующейся государством, то мы должны найти механизмы воздействия государства на рынок там, где это необходимо. В конце 80-х годов, когда руководители государства говорили о немедленном, к такому-то числу, переходе на рыночные принципы работы, это звучало смешно. По мнению Лужкова, до сих пор в нашей стране «формирование цивилизованного рынка не состоялось». Есть монополисты, отсутствует оптовое среднее звено – «монополизм – враг не государства, а человека». Мэр сообщил также, что Москва внесла предложение в правительство РФ о необходимости принятия закона о торговле. По словам Лужкова, это очень важный закон, в который войдет статья, исключающая из товарного процесса оптовые звенья, которые не работают непосредственно с товаром. Мэр подчеркнул, что «государство должно усиливать формирование конкурентной рыночной среды и бороться с такими паразитическими звеньями – прилипалами». Лужков видит главной задачей государства – влиять на экономические процессы так, чтобы защищать человека труда и обеспечивать защиту тех, кто уже не может трудиться. Мэр ставит перед правительством задачу выйти на такой уровень пенсионного обеспечения, который бы превышал уровень потребительской корзины в 1, 25–1,5 раза. Мэр Москвы выразил недоумение «странной реакцией неназванных предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса» на предложения правительства Москвы по регулированию трудовой миграции. Лужков подчеркнул, что для Москвы не годится уведомительная регистрация мигрантов – «мы готовы осуществить прием мигрантов в том количестве, которое необходимо для экономики города, и ни на одного больше». Регистрация должна быть не в городе, по принципу песни «мой адрес не дом и не улица», а по месту работы, уверен Юрий Михайлович. То, что выходцы из стран СНГ приезжают в город, а потом не находят работы, приводит к тому, что они «выходят на гастроли» – 40% преступлений в столице совершается приезжими. Также в самом явлении трудовой миграции, по мнению мэра, содержится элемент разврата – «снижается уровень заработной платы. Миграция развращает промышленников и предпринимателей – им уже не нужно думать о модернизации производства». Социальные аспекты пребывания мигрантов в городе становятся проблемой власти и МВД. «Такая позиция работодателей неприемлема. Мы будем с ней бороться и победим!» – уверен Лужков. Бедность – это порок не человека, а общества Михаил НАГАЙЦЕВ, председатель Московской федерации профсоюзов: – Уравнение минимальной заработной платы с величиной прожиточного минимума работающего человека – это рубеж, к которому профсоюзы шли 15 лет, – говорит он. – Увеличение заработной платы позволит повысить общий уровень жизни человека. По различным международным нормам, бедность – это когда уровень дохода человека не превышает в 2,5 раза уровень прожиточного минимума. «По этой методике в Москве 40% бедных», – посетовал Михаил Дмитриевич. По мнению лидера московских профсоюзов, «в Москве, лидирующем регионе Российской Федерации, главным объектом инвестиций должен стать человек». Председатель Московской федерации профсоюзов высоко оценил работу Московской трехсторонней комиссии. Москве нужен центр по борьбе с контрафактной продукцией Елена ПАНИНА, президент Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей): В новом соглашении на конфедерацию возложены функции разработки образовательных стандартов по подготовке кадров. Мы принимаем участие в разработке и реализации программы «Рабочие кадры». Панина подчеркнула, что по-прежнему проблема подготовки высококвалифицированных рабочих кадров остается самой острой, а с ней сопряжена и другая – привлечение работников из числа мигрантов. Елена Владимировна посетовала, что несмотря на все усилия социальных партнеров, правительства Москвы в столице остается нерешенной проблема рейдерства. Ее, по мнению Паниной, необходимо решать на законодательном уровне, поскольку сегодняшнее законодательство оставляет за прокуратурой и милицией право не вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов – «мы планируем внести свои поправки в закон, которые позволят пресекать действия рейдеров, и надеемся, что новый состав Государственной думы примет эти поправки». Панина также подчеркнула важность борьбы с контрафактной продукцией – «крупные предприятия еще как-то могут защитить свои бренды, а для мелких и средних предприятий выпуск подделок под их продукцию может просто уничтожить эти предприятия. Необходима координация усилий в этой области, поэтому считаю необходимым создание в Москве центра по борьбе с контрафактной продукцией». На повышении цен нажились посредники Георгий ТИМОФЕЕВ, представитель 16 профсоюзных организаций металлургической отрасли столицы: Скачок цен на продукты и товары, который произошел в начале осени, практически свел на нет все усилия по повышению заработной платы – «от этого нажились посредники, а работающий человек опять остался в роли пострадавшего». Тимофеев назвал проблему миграции одной из главных угроз работающим москвичам – «приезжие готовы на все условия, они сбивают цену на труд, при этом сами попадают в разряд социально незащищенных граждан». Очень обеспокоены рабочие и служащие предприятий распространенным в последнее время явлением, когда под видом реструктуризации предприятия или вывода его за пределы города старейшие промышленные предприятия просто уничтожаются. Социальный аудит нужен постоянно Михаил АНТОНЦЕВ, депутат Мосгордумы: Новое трехстороннее соглашение сроком на три года целесообразно, потому что бюджет Российской Федерации принят на три года, некоторые субъекты Федерации вслед за этим приняли свои трехлетние бюджеты и на этот срок составлен социально-экономический прогноз. «Если Москва в 2008 году примет трехгодичный бюджет, то и Трехстороннее соглашение надо принимать сроком на этот же временной отрезок. При этом надо вести постоянный мониторинг, социальный аудит за соответствием прогнозируемых результатов действительности». Михаил Николаевич поддержал выступления профсоюзных лидеров в отношении труда мигрантов – «на предприятиях необходимо ввести профсоюзный контроль наемного труда». Депутат подчеркнул, что «в Год ребенка на многих предприятиях руководители разработали специальные меры поддержки женщин с детьми. Однако это не стало нормой для абсолютного большинства предприятий».