Герой номер один

Общество

Созданный штаб спасения немедленно отправил на выручку людей два ледокола. Но им нужно было пробираться к челюскинцам через моря и океаны, а это очень долго. Неизвестно, когда они доберутся до цели. Ведь к тому моменту под лучами летнего солнца льдина может растаять. Все попытки добраться места гибели «Челюскина» собачьих упряжках тоже не увенчались успехом. Оставался единственный путь – по воздуху. Еще не очень опытный пилот Анатолий Ляпидевский тогда находился в Арктике. Может быть, из-за того, что он уже летал на двухмоторных самолетах и не имел на своем счету ни одной аварии, ему поручили ответственную миссию спасения людей.Несколько раз Анатолий пытался долететь к затертому льдами кораблю, но из-за того что самолеты не выдерживали сильного мороза и пурги, ему вновь и вновь приходилось прерывать полет на полпути.В первый раз Ляпидевский полетел в открытой кабине без меховой маски при морозе 35 градусов. У летчика заныло лицо, он сдернул с руки перчатку и приложил ее к щеке. Ветер вырвал перчатку и выбросил за борт. Стиснув зубы от острой боли, он повел голой рукой самолет на посадку, к тому же стал отказывать левый мотор. Таких неудач было много.Анатолию Васильевичу приходилось месяцами ждать возможности вылета для спасения людей из-за ужасных погодных условий. Бывало даже, что показывалось солнце, и Ляпидевский вылетал к челюскинцам. Но внезапно начинался буран, и ему приходилось поворачивать обратно. Потом появилось новое сообщение: «Челюскин» утонул, сто четыре человека высадились на льдину. Нужно было срочно действовать. На следующий день радист бухты передал летчику сообщение от Куйбышева: «Принять все меры к спасению экипажа «Челюскина».В своих воспоминаниях Ляпидевсвкий рассказывает: «Трудно описать наши переживания. Бушует пурга, ветер дьявольским свистом издевается над нашим бессилием. Даже на собаках ехать нельзя – не то что лететь… Локти готовы были грызть от досады…» Один за другим полеты не давали результата. Постоянно что-то ломалось… Лишь двадцать девятый полет был результативным. К очередному полету готовились особенно тщательно, проверяли все до последнего винтика. Поступило новое сообщение: сжатием льдов обломало взлетно-посадочную полосу. Новый расчищенный аэродром имеет размеры 150 на 450 метров. Очень немного для самолета АНТ-4. Ляпидевский очистил такую же по размерам площадку и стал тренироваться. Все должно было быть безупречно. Каждый раз все выходило удачно. Вера в то, что полет все-таки удастся, постепенно крепла. И вот вылет состоялся. До боли в глазах всматривались члены экипажа вдаль, чтобы увидеть дым сигнальных костров. К исходу второго часа полета заметили колеблющийся туман. Открылась площадка, и пилот увидел несколько флагов, обозначающих границы посадочной площадки и трех человек, раскладывающих «Т».Посадка прошла удачно. Первыми пассажирами стали десять женщин и две маленькие девочки. Ляпидевский посмотрел на них и, не выдержав, сказал: «Какие же вы толстые!» Женщины засмеялись, объяснив, что на них просто очень много мехов и это только кажется. Посадка женщин больше напоминала погрузку. Их поднимали вверх и просто складывали в кабину. Самолет поднялся в воздух.По эфиру, обгоняя самолет, полетело сообщение в Москву: «Полярное море. Лагерь Шмидта. Сегодня, 5 марта, большая радость для челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет АНТ-4, под управлением летчика Ляпидевского при летчике-наблюдателе Петрове прилетел из Уэллена к нашему лагерю, спустился на изготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэллен женщин и обоих детей. Самолет взял направление над льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъем были проделаны удивительно четко и с пробегом всего на расстоянии 200 метров. Успех полета тов. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз. Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лед. Удачное начало спасательных операций еще более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании и заботе правительства и всей страны. Глубоко благодарны. Начальник экспедиции Шмидт».На следующий день погода опять испортилась… Только через неделю удалось вновь совершить полет. По решению Куйбышева Ляпидевский вылетел в Ванкарем. Именно туда решено было перенести новую спасательную базу по той причине, что оттуда было ближе к лагерю Шмидта.Самолет шел в ясном небе, когда Анатолий услышал какой-то посторонний шум. Из-за поломок машина завалилась на бок. Машину пришлось посадить на льдины. После осмотра стало ясно, что самолету необходим заводской ремонт. Только где его взять в Арктике? Его помощник тогда с досады пошутил: «К лагерю челюскинцев прибавился еще и наш…»Их нашли местные жители. Потом Ляпидевский очень долгое время хранил газеты с заголовками: «Гибель русского полярного героя Ляпидевского», «Пропал во льдах во время второго полета». Такого же мнения были и в Москве. Авиаторы остались оторванными от всего мира. Они даже не знали, спасены ли челюскинцы. Также он не знал, что правительством было решено учредить новое звание Героя Советского Союза и наградить тех, кто принимал участие в спасении людей. 25 апреля отремонтированный ценой огромных усилий самолет поднялся в небо и перелетел через Уэллен. После этого Ляпидевскому сообщили, что он стал Героем Советского Союза.Приказ о присвоении этого почетного звания был выписан под номером один. Этим почетным званием были награждены еще 6 человек: М. В. Водопьянов, С. А. Леваневский, В. С. Молоков, М. Т. Слепнев, И. В. Доронин, Н. П. Каманин.

amp-next-page separator