Триумф воли плюс безумство фактуры

Развлечения

Кажется, на этом скандальная часть ее биографии закончилась: Лени занялась фотографией и много в этом преуспела, почти забыв о политике. Но и в конце жизни ее ждал новый скандал – правда, уже не общемировой, а локальный.Наш скандал, российский – ее пригласили на фестиваль документального кино в Петербурге и вручили главный приз, что вызвало шквал публикаций и спровоцировало обсуждение творчества, уже, казалось бы, безраздельно принадлежащего Истории. Ибо оказалось, что в России, стране, победившей фашизм, многие по сей день ненавидят ее имя, справедливо связывая его с именами руководителей третьего рейха.Открывшаяся на днях в Доме Нащокина выставка фотографий «Пять жизней Лени Рифеншталь», посвященная всему ее жизненному пути, – продолжение знакомства с уже покойной (совсем недавно Рифеншталь умерла в столетнем возрасте) гранд-дамой мирового кино, без упоминания которой ныне не обходится ни один уважающий себя учебник по киноистории. Но открытие выставки лишний раз напомнило, что история и политика слиты воедино, особенно здесь, у нас.Правозащитница Валерия Новодворская, одна из выступавших, с привычной яростью обругав нынешнюю политику российской власти, вдруг сказала, что творчество Лени Рифеншталь проникнуто... антифашизмом. Снимая парады «истинных арийцев», выступления нацистских вождей, молодежные лагеря гитлерюгенда, весьма похожие на ушедшие в прошлое комсомольские трудовые лагеря, она якобы всегда держала «фигу в кармане». Скорее всего, известную правозащитницу «занесло» под впечатлением кадров из фильма «Триумф воли», который на вернисаже демонстрировал плазменный экран. Кадры и в самом деле впечатляющие – только накладывать на них нынешнее понимание истории и подгонять под цели демократического движения совсем уж неправильно. Что мягко подчеркнул в ответном слове и знаменитый режиссер Отар Иоселиани, сказавший: «Давайте не будем осуждать Лени Рифеншталь. Как не будем осуждать и Михаила Ромма, снявшего «Ленин в Октябре», и Михаила Чиаурели, снимавшего вообще, извините, черт знает что. Эта дама (), вероятно, приходила в восторг от фактуры. А фактура-то была жуткая. И мы знаем, каков был конец. И сегодня мы без всякой гордости можем отметить, что мы победили эту страшную штуку. А документ остался. В этом и есть заслуга Лени Рифеншталь».Добавим к этому и слова самой Лени, которыми она отвечала на обвинения в пропаганде нацизма: «Пусть те, кто обвиняет меня в прославлении нацизма, попробуют сами снять документальный фильм! Вы либо снимаете хронику, либо пытаетесь превратить материал в настоящее искусство». Именно то, что ей удалось превратить страшный материал в настоящее искусство, и вызывает неоднозначную реакцию по сей день. А то и желание понять Лени исходя из традиций русской интеллигенции, где искусство всегда есть добро…Тут, впрочем, едва ли есть повод для дискуссии, и безусловное мастерство Лени Рифеншталь не должно обманывать: конечно, ее фильмы есть в чистом виде прославление нацизма. Но в наше время здесь, по-моему, уже нет повода для политических спекуляций.Творчество Рифеншталь – явление истории двадцатого века и истории искусства кино. Посетители выставки смогут познакомиться с ним подробнее, чем до сих пор. А особенно впечатляют фотографии, сделанные Лени в последние тридцать лет жизни и в России, кажется, выставленные впервые. Цветные, огромные, они изображают суданские деревни, африканские обычаи, и главное в них – именно «безумство фактуры». Фрау История обожает лихие повороты – Лени, прославлявшая нацизм с его бредовыми теориями расовой неполноценности, спустя тридцать лет после разгрома гитлеризма стала почетной гражданкой чернокожего Судана – за заслуги перед суданским народом, за яркие, эффектные фотографии, показавшие Европе блеск и нищету Африки.

amp-next-page separator