Педагогическая поэма-2002
Ни один фантаст прошлого, наверное, не решился бы придумать такой сюжет. Роботы, сверхчеловеки, космические сражения — это да.Но чтобы в ХХI веке дети не знали грамоты? Однако жизнь сложнее схемы, и современные «Дети подземелья» для нас такая же реальность, как компьютеры. Правда, не умея как следует писать, юные обитатели подворотен и вокзалов довольно лихо складывают и вычитают. Приходится. Нужно же знать, сколько выпросил за день у сердобольных граждан и сколько забрал взрослый «наставник». Правда, этими несложными действиями уроки арифметики и заканчиваются. Спортивные занятия ограничиваются кроссом по пересеченной местности от милицейского патруля.Вместо книги — пачка сигарет или стакан водки. Да и кинотеатр карманный есть почти у каждого. Вытащил пакетик целлофановый, подышал парами клея — вот тебе и мультик. Армия маленьких беспризорников — это армия взрослых маргиналов в будущем. Государство это понимает. Есть Федеральный закон «Об основах системы безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних». Есть столичный закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве».На недавних депутатских слушаниях в Мосгордуме в числе проблем, связанных с реализацией этих важных документов, прозвучала и тема школ.Специальная программа, принятая Московским комитетом образования, называется «О профилактике безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений на 2001—2003 годы». Длинно, но зато понятно.Общедоступность образования в городе обеспечена сетью государственных и негосударственных учреждений для детей с отклонениями в развитии, сирот и маленьких граждан, нуждающихся в поддержке. В 600 школах открыты коррекционные классы и группы для ребятишек, отстающих от своих сверстников в развитии и имеющих аномалии в поведении.8630 несовершеннолетних учатся в вечерних школах и классах. Иногда первоклассниками становятся даже семнадцатилетние. Для трех тысяч подростков организовано обучение различным профессиям.С 1997 года в Северном округе функционирует специальная общеобразовательная школа (открытого типа) (Дмитровский район, д. Удино).Сейчас в ней воспитываются 98 детей группы социального риска. На базе этого учреждения отрабатывается модель специального учебно-воспитательного учреждения. Апробируются новые образовательные и воспитательные технологии по коррекции поведения и социальной реабилитации этих детей и подростков. В результате около 70% учащихся выводятся из состояния дезадаптации, и многие из них осознанно стремятся к получению образования.Органами образования совместно с органами опеки и попечительства местного самоуправления, другими ведомствами и организациями принимаются меры по устройству детей, нуждающихся в государственной защите. В 2001 году было выявлено около 4 тысяч подростков, оставшихся без попечения родителей. Из них 71% были переданы на семейные формы воспитания, в том числе на патронат. 29% — в государственные учреждения.В Центральном округе уже 3 года существуют патронатные семьи. В них находятся 107 детей и подростков от 1 года до 17 лет.Сейчас особенно остро стоит проблема устройства подростков, оставшихся без попечения родителей, юридический статус которых не установлен. В трех административных округах на базе детских домов № 1 (Восточный округ), № 37 (Юго-Западный округ) и № 41 (Северо-Западный округ) действуют приемные отделения для такой категории детей.В школах-интернатах №№ 4 (ЦАО); 53, 80 (ВАО); 24 (ЮЗАО); 7 (Зеленоград) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы группы постинтернатной адаптации выпускников.На базе городского учебно-методического центра «Детство» с сентября 2001 года открыта общественная приемная, которая оказывает консультативную помощь по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[i]Можно долго перечислять большие и малые вехи в деятельности Московского комитета образования, но сами педагоги не склонны оглядываться назад. Главным на ближайшее будущее они считают создание городской целевой программы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних в Москве на 2002—2004 годы.А еще они убеждены, что необходим закон Москвы об усилении ответственности родителей за воспитание и обучение детей и о правилах поведения несовершеннолетних в общественных местах г. Москвы, предусматривающий ограничение пребывания подростков на улице в ночное время.[/i]