Анна Лошак: Пора забыть про яйца Фаберже
Программа «Про АРТ» на канале «Культура» примечательна во всех отношениях. Во-первых, это единственный проект на нашем ТВ, целиком и полностью посвященный изобразительному искусству. Во-вторых, его «упаковка», равно как и содержание, захватывают внимание благодаря стильности и острой актуальности. Ну а автор и ведущая программы Анна Лошак вполне претендует на звание новой интеллектуальной теледивы. В журналистике Анна с тринадцати лет, на телевидении – с шестнадцати. За искусством на «Винзавод» – Сделать тематическую программу об искусстве мне предложила генеральный директор канала «Культура» Татьяна Паухова. И потом у меня мама галеристка, я с детства вовлечена в эту среду, поэтому априори разбираюсь в изобразительном искусстве. Я не жалею, что судьба мне подкинула такой вариант, хотя я работала с разными темами, но эта оказалась именно моя. Бывают такие вопросы, которые в какой-то момент исчерпываются, ты понимаешь, что рассказал на эту тему все. Об изобразительном искусстве можно рассказывать бесконечно. – С одной стороны, мне хотелось, чтобы все, что касается искусства, не казалось высоким, пыльным, музейным, школьно затертым. В современном изобразительном искусстве все очень модно, и в мире им интересуются в первую очередь молодые люди, те, из которых креативная энергия бьет ключом. Мне бы хотелось, чтобы программу смотрели мои друзья, мой круг общения, мои ровесники. Открылся, например, выставочный центр «Винзавод», где можно увидеть толпы молодежи, которые приходят сюда за бесплатными развлечениями и интеллектуальным досугом. Посмотрите, на наших глазах все невероятно расцветает. Приезжают такие художники, о которых мы прежде не могли мечтать. Демиан Херст, например. Русские коллекционеры за ним гоняются по всему миру. Русские и китайцы – коллекционеры сейчас самые желанные. Потому что у них много денег, они только начинают собирать свои коллекции и они ужасно любопытны. Наши вроде бы насытились старым русским искусством и сейчас открываются для всего нового. Я бы хотела, чтобы мы стали путеводителем для этих людей, чтобы они могли посмотреть программу и потом решить: я пойду туда; открыть каталог и купить именно эту картину. – Невозможно говорить на одном языке со всеми. Я стараюсь говоритьна русском литературном языке, не ставя себя выше тех, кто смотрит программу. Мы никому не навязываем собственное мнение. Знаете, у нас есть рубрика, где мы обсуждаем разные вопросы. Например, в следующей программе мы будем выяснять, нужна ли Москве так называемая «зеленая архитектура». Это экологическая архитектура, которая не нагружает окружающую среду шлаками, – сейчас это прогрессивный мировой тренд. Эту тему обсуждают архитекторы и критики. Кто-то говорит, что за этим будущим. Другие – что в Москве это невозможно, потому что у нас холодно и все эти технологии – солнечные батареи и откидывающиеся крыши домов – у нас неприменимы. Мы все время ищем разные точки зрения. Пытаемся давать высказаться тем, чье искусство нам не всегда нравится. Недавно у нас было интервью с Церетели, и известный критик Милена Орлова жестко разбирала его творчество. – Никас Сафронов не вешает картины в моем доме. Но если у меня перед окном стоит памятник высотой 50 метров, я никуда от этого не спрячусь. И потом искусство – вещь вкусовая. Чем больше будет людей, чем более они будут разниться, тем интереснее будет программа. – Мы отнеслись к дизайну очень ответственно, потому что такая программа априори должна быть красивой. Одежда ведущего в этом контексте тоже не терпит ничего лишнего. Она должна быть лаконичной – без деталей, без мелкого рисунка, не слишком сексуальной, потому что нельзя перетягивать внимание на себя, ну и, разумеется, модной. И еще важно не выглядеть очень юной, потому что ведущий должен вызывать уважение. Я все время на подкорке об этом думаю – как не быть по-девичьи кокетливой. – Выработалась привычка. Работая в новостях на НТВ, я открыла для себя пиджак: ведущий должен быть в пиджаке – то есть в рамках. Это вещь, которую я никогда не ношу за кадром. Поднять себя с дивана – Я думаю, чем больше ты насмотрен, чем больше ты видел, тем лучше ты понимаешь, тем тебе интереснее. Невозможно сразу, с ходу, полюбить какой-то шедевр русского авангарда. К этому надо прийти. Это чувство интеллектуальное. Есть искусство, построенное на визуальном удовольствии, но это другая история. Надо в себе воспитывать любопытство. Сейчас этот вопрос решаемый. Столько всего разного происходит, надо просто поднять себя с дивана. – Москва – культурная столица страны, но не мира. В России нет более энергетической точки. Такой концентрации событий, какая есть сейчас, не было никогда. Естественно, это связано с большой концентрацией денег. Раньше в журналах – гидах по культурным событиям Москвы все умещалось на пяти страницах. Теперь это толстенные фолианты, где уже адреса не всегда печатают, потому что они просто не помещаются. Для того чтобы быть культурной столицей, Москве не хватает толерантности и свободомыслия. Москвичам присущ шовинизм, они пытаются отсечь всех, кто не очень хорошо выглядит, кто не той национальности, которая является предпочтительной. Вот Нью-Йорк – эта самая, на мой взгляд, идеальная культурная столица, где каждый может что-то для себя найти: и снобы, и старые интеллектуалы, и туристы из Техаса и Огайо. С другой стороны, у нас все очень быстро происходит. Два года назад я не могла себе представить, что в Москву приедут модные художники, такие как, братья Чепмэны. В этом году была отличная «Шанель» – настоящий шедевр. Мировые аукционы привозят в Москву настоящие шедевры. Мы очень быстро развиваемся. – В ближайшие годы планируется открытие минимум пяти частных музеев. Люди, которые собрали ценные, цельные коллекции, хотят чтобы их увидели не только родственники и партнеры по бизнесу, но и публика. Частные музеи более живые, чем государственные. Частные владельцы могут больше позволить себе купить. Через пару лет у нас появятся новые культурные маршруты, и тогда уже точно Москва станет острой и притягательной культурной столицей. Очень важно, чтобы в Москве начали строить западные архитекторы, которые находятся впереди тенденций. Москва очень эклектичный город, сейчас здесь строят турецкие строители, а появятся, например, английские – и облик города изменится. – Все русские коллекционеры начинали с Шишкина и Айвазовского. Покупали то, что было в школьных учебниках. Потом начали интересоваться салонным искусством и реализмом. Затем обратили внимание на то, что было дальше, – русский авангард: это искусство, которое задало тенденцию на весь XX век, оно ценится во всем мире. Но наши коллекционеры всегда выбирают русское. Следующим этапом, я думаю, станет мировое искусство. В принципе, по цене хорошего Айвазовского с его розовыми пряничными закатами можно купить невероятное искусство европейских художников – они гораздо интереснее. Говорят, что одну из самых дорогих картин Пикассо недавно купил русский коллекционер. Уверена, будут покупать Модильяни. Проявят волю характера и наконец-то забудут про яйца Фаберже, которые долгое время считались эрогенной точкой наших коллекционеров. – Естественно, в искусстве больше мужчин. Говорят, что мужчины лучше придумывают, а женщины – исполняют. Сейчас появилось много тандемов, объединяющих мужа и жену. Илья и Эмилия Кабаковы, Елена Елагина и Игорь Макаревич. В детстве мечтала стать генералом – Я думаю, вы догадываетесь. Мама у меня искусствовед (Марина Лошак. – С. Ф.), папа журналист (Виктор Лошак – главный редактор журнала «Огонек». – С. Ф.). Я настолько была погружена в эту среду с детства, что у меня не было творческого выбора. Конечно, после того, как в три года я мечтала стать генералом. В тринадцать лет я начала пописывать тексты и рано поняла, что это то, что мне нужно. Не могу сказать, что папа мне помогал, он, наоборот, очень расстраивался, что я выбрала это неженское дело. Он считал, что журналист – это человек без профессии, который выезжает на собственной бодрости. Этим меня Господь не обделил. – Когда ты работаешь в новостях, кажется, что весь мир крутится вокруг тебя, и люди, которые создают события, работают на тебя. Энергетику новостей ни с чем не сравнить. Люди из новостей не уходят, потому что расстаться с ними очень трудно. Но с другой стороны, мне кажется, что неправильно в 50 лет работать корреспондентом новостей. Хотя на западных каналах все лучшие журналисты – седые элегантные мужчины сильно за сорок. В новостях ты должен ежедневно делать по сюжету. Какие ежедневные информационные поводы в культурной среде? Дни рождения или смерти культурных деятелей. В какой-то момент это перестает быть интересным. – Мне кажется, богемный образ жизни – это понятие времен художников парижской школы XIX века. У нас о богемном образе жизни говорят с легким негативном оттенком. Типичный его представитель – это сильно пьющий неухоженный художник, живущий в грязной квартире с несколькими сожителями. Я не могу такого о себе сказать. – Меня окружает такое количество искусства на работе, что мне не хочется коллекционировать самой. У нас дома абсолютно минималистское пространство. Я люблю мебель в стиле поп-арта 60х годов. Все очень яркое, пластик или пластмасса, округлые футуристические формы. Картины на стенах тут будут лишними. Но мне и не хочется. Вкусы меняются. Сегодня ты любил это искусство, и оно казалось тебе самым заветным. А завтра ты перестанешь его любить – и что, ты будешь продавать свою когда-то любимую картину? Досье ВМ:Анна Лошак родилась в 1978 году в Одессе. Отец – Виктор Лошак – известный журналист, мать – Марина Лошак – искусствовед, галерист. Окончила МГУ им. Ломоносова. Работала в программах «До 16 и старше», «Кино+ТВ» «Форма», в новостях на НТВ. Ведет программу «Про АРТ» на канале «Культура».