Воздействие наружной рекламы на поведение водителей за рулем

Общество

На что обращает внимание водитель во время движения автомобиля? Сколько секунд уделяется сотруднику ГИБДД и сколько – наружной рекламе? И как эти факторы влияют на аварийность на российских дорогах? Ответы на эти вопросы получены в недавнем исследовании компании «Ромир». Технический комитет по стандартизации № 467 «Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест» и исследовательская компания «Ромир» изучили воздействие наружной рекламы на поведение водителей за рулем. В ходе исследования, проведенного в период с мая по август 2007 г в городе Москве, было изучено поведение за рулем 96 водителей легковых автомобилей в возрасте старше 18 лет, из них 36 женщин и 60 мужчин, с разным стажем вождения. Изучить реакцию респондентов помогла система компьютеризированного наблюдения за поведением водителей (технология Eye-Tracker). Во время эксперимента респонденты управляли личными автомобилями как отечественного, так и иностранного производства, оснащенными автоматической или механической коробкой передач. В качестве маршрута был выбран путь протяженностью 8 км, поделенный на два участка: адаптационный (1,1 км) и тестовый (6,9км). Во время эксперимента производилась видеозапись каждого наблюдения, посекундная расшифровка записи, в течение каждой секунды фиксировалось направление взгляда, проводился анализ полученной информации. Общее количество рекламных конструкций, установленных на маршруте, составило 265 единиц. Плотность размещения сооружений варьировалась от 0,5 до 10,5 единиц/100м. Интенсивность движения также была разной: средняя скорость прохождения маршрута изменялась с 3,63 до 48,01 км/ч, время проезда маршрута длилось от 14,25 до 58,45 минут. Наблюдения проводились как в светлое, так и в темное время суток. Исследование показывает, что по продолжительности взгляда водителя наружная реклама находится на 10-ом месте после зданий, кустов, деревьев, пешеходов, неба и внутренней обстановки в автомобиле. Большинство просмотров рекламы (87,11%) являются кратковременными, продолжительностью в одну секунду и менее. Величина водительского стажа, тип коробки передач, страна производства автомобиля фактически не влияет на количество времени, уделяемого на просмотр рекламы. Следует отметить, что в 2006 г. компанией «Ромир» уже проводилось специальное исследование с целью выяснения отношения автомобилистов к месту наружной рекламы в ряду факторов, влияющих на аварийность. В рейтинге факторов, потенциально отвлекающих внимание от управления автомобилем, наружная реклама (причем как статическая, так и динамическая) оказалась в группе причин, оказывающих наименьшее влияние на происхождение аварийных ситуаций. Также был изучен и обобщен зарубежный опыт исследований в данной области. Напомним, что в европейских городах практически нет наружной рекламы или она присутствует в очень ограниченном количестве. Анализ показал, что, несмотря на задачу наружной рекламы привлекать внимание потребителей, в том числе и водителей, она не входит в число статистически значимых факторов, отвлекающих от управления автомобилем, и не является реальной причиной ДТП. По мнению директора Центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексея Зубца, «народ давно фильтрует рекламу. Наружная реклама действует разве что на иногородних, которые приезжают в Москву. Водители ошарашены ее количеством». Росгосстрах проводил собственное исследование по заказу одного из подразделений группы. Аналитики пришли к выводу, что только необычная реклама с подсветкой, изображением или формой может заставить москвича задержать взгляд хотя бы на несколько секунд и запомнить ее. А вот такие факторы, как другие участники дорожного движения, строения, дорожные знаки и разметка являются неустранимыми помехами для восприятия, и их влияние на водителя определяется только его способностью к концентрации внимания. В то же самое время существует множество факторов, которые под силу устранить самому водителю. Например, в нашей стране на законодательном уровне запрещается в процессе управления транспортным средством вести переговоры по мобильному телефону без так называемых устройств Hands free. Очевидно, что данное изменение в КОАП внесено не случайно: из-за совмещения вождения и общения по мобильному телефону происходит множество ДТП, и, как утверждает статистика, нередко с летальным исходом. На ежегодно увеличивающееся количество ДТП влияет и повсеместное увлечение россиянами слишком глубокой тонировкой стекол. На дороге не редкость встретить автомобиль с наглухо затонированным лобовым стеклом либо автомобиль без тонировки, но с водителем в модных желтых очках. А ведь изменение цветового восприятия перегружает нервную систему водителя, нарушая обработку информации, необходимой для принятия решений, адекватных дорожной ситуации. Возвращаясь к исследованию «Росгосстраха», можно сказать, что в первую очередь на аварийность влияет возраст. Меньше всего в аварии попадают водители от 20 до 40 лет и люди, имеющие дорогие автомобили. У бедны машины хуже, в том числе и с точки зрения безопасности. Большую роль играет и стиль вождения. Дешевую машину водители берегут меньше, как и авто отечественного производства. На аварийность не влияет пол водителя и город, где он проживает. «По всем городам аварийность одинаковая, только Воронеж и Саратов несколько выбиваются из общей линейки городов», – поясняет А. Зубец. Он также отмечает, что водители берегут машины, возраст которых меньше 3-х лет. Соответственно, можно сделать вывод, что если вам больше 20 лет, но меньше 40, вы водите иномарку, купленную год назад, стекла вашей машины не затонированы, и вы смотрите внимательно на дорогу без использования модных желтых очков, то наружная реклама вам больше не нужна. У вас все в этой жизни есть, вас ничем не удивишь. В таком случае – вы элитный и любимый клиент в любой страховой компании. С каждой новой страховкой вас ждут одни «бонусы», «малусы» оставьте другим клиентам. На что в первую очередь обращают внимание водители Факторы раздражения водительского внимания от общего времени поездки В процентах Машина 36 Дорога 35,21 Дорожный знак 8,26 Дома/архитектура/памятники 4,58 Зеркала 3,5 Панель приборов 3,2 Небо 2,5 Дерево/кусты 2 Пешеходы 1,65 Реклама 1,35 Мост/Тоннель 0,72 Столбы 0,33 Пешеходный переход 0,28 Газоны 0,16 Забор/ограждение 0,11 Дворники на машине 0,08 Авария на дороге 0,03 ГИБДД 0,01 По материалам АЭИ ПРАЙМ-ТАСС

amp-next-page separator