Мэр дал срок – 15 дней. С тех пор прошел ровно год

Общество

Многие помнят, сколько шума наделала в свое время идея нашего мэра оснастить городской автотранспорт фильтрами-нейтрализаторами выхлопных газов. Очень заманчиво! Ставишь на машину одну маленькую штучку – и выхлопы, раньше отравлявшие атмосферу, становятся чистыми, как утренняя роса.После того как автолюбители узнали цену «этой маленькой штучки», пылу у многих поубавилось. Да и личные тачки, худобедно, все-таки контролируются на вредные выбросы. А вот на городском транспорте творится полный беспредел.Недавно премьер Михаил Касьянов подписал постановление о проведении регулярных проверок транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных, загрязняющих веществ в атмосферу. Надо думать, не ради красивых слов озаботились российские власти этой проблемой, а потому, что дальше ехать некуда. В прямом смысле.Сегодня ни одно изделие отечественного автопрома не может даже капот высунуть за пределы нашего государства. Их не просто не покупают – вообще за границу не выпускают. Все из-за тех же выбросов.Как известно, транспорт в столице – виновник 85% всех атмосферных неприятностей. Мы невольно глотаем на улицах чуть ли не полную таблицу Менделеева, которая оседает в легких тяжелым грузом. Наиболее канцерогенным считается выхлоп дизельных двигателей.Дизельных монстров на московских дорогах многие тысячи. Только автобусов-«Икарусов» – почти 4,5 тысячи. А «КамАЗы», вкалывающие на столичных стройках! Не зря в рекламе говорится про них, что танки грязи не боятся. Камазовские дизели выплевывают столько «грязи» в воздух, что можно только удивляться, как рядом с ними теплится что-то живое. Что противопоставить их «газовой атаке»? Этой конкретной экологической проблемой занялась группа физиков. Из тех, кто принимал участие в ликвидации чернобыльской аварии. Они как никто другой на себе прочувствовали всю хрупкость экологии Земли, человеческую зависимость от собственной неразумной деятельности.Вся Европа и Америка давно внедрили на свои автомобили фильтры-нейтрализаторы. Москвичи попробовали придумать собственный. И разработка удалась, причем не только в папьемаше, а в «живом» оборудовании и оказалась в 2,5 раза дешевле, чем германская.Хитрый элемент, который разработали физики совместно с партнерами из «Эко–НАМИ», управляется автоматически, в зависимости от режима работы.На столичном заводе «СВАРЗ» по договору с «Мосгортрансом» было изготовлено нужное количество фильтров. Испытания проводились в 11 и 14-м автобусных парках. Фильтры честно «отработали» на автобусах 1,5 года, прошли по 200 тыс.километров, выдержали все экзамены и сертифицированы Росстандартом. Наши фильтры-нейтрализаторы превзошли все ожидания специалистов. Так, сажу, например, они уничтожают практически напрочь.Казалось, для того чтобы поставить производство на поток и оснастить фильтрами весь городской автопарк, осталось всего ничего. Но тут все и забуксовало. Знаете, как это бывает: вроде машина в порядке, а с места не трогается, хоть проклинай тот день, когда сел за баранку этого пылесоса…А город задыхается. Помимо старых «Икарусов», на которые ставить «чистильщиков» просто необходимо, на Тушинском машиностроительном заводе собирают в год около 200 новых. Если не оснастить их фильтрами, с конвейера сойдет автобус вчерашнего дня. И для маневровых тепловозов, которых по городу бегает почти четыре сотни, фильтр необходим.Вот-вот по Москве-реке отправятся прогулочные теплоходы – а за ними, как обычно, поплывет непоэтический шлейф черного дыма. Механизм этих не первой молодости судов так устроен, что выхлоп отработавших газов идет непосредственно в воду. Химические вещества превращают бассейн реки в канцерогенную зону.Наши ученые придумали и то, как очищать выбросы плавучего «ракового корпуса». Так что же выгоднее – закупить фильтры у тех же немцев – или делать свои? Ответ вроде бы ясен, но…В распоряжении редакции оказалось письмо со штампом: «особый контроль». Председатель Мосгордумы Владимир Платонов обращается к мэру Юрию Лужкову с просьбой поддержать запуск в серийное производство разработанных и прошедших эксплуатационные испытания фильтров для установки на автобусы и другие дизельные силовые установки. Глава представительной власти видит в этом благо для горожан.В резолюции, начертанной на письме мэром, сказано, что до сих пор внедрение нейтрализаторов осуществляется в малых объемах и неорганизованно. Руководителям транспортного и экологического департаментов Юрий Лужков поручает: «Воспользуйтесь этим предложением, примите решение и доложите мне». Сроку дает 15 дней. С тех пор прошел ровно год…И вот в недавний четверг состоялся Экспертный совет правительства Москвы по средствам снижения токсичности отработавших газов, который подтвердил состоятельность проекта. Остался открытым лишь один вопрос: кто будет его финансировать? Во всем мире проблемы экологии – прерогатива государства, местной власти.Понятно, что денег в казне на все не хватает. Но есть приоритеты, среди них – здоровье горожан. Оснащать автомобили экологической защитой отцам города рано или поздно придется. Жизнь заставит.

amp-next-page separator