В Болгарии штудируют пророков
Пожалуй, ярче него никто сегодня не воплощает в своем творчестве понятия «поколение» и «национальная ментальность». Он родился в 31-м году, то есть дееспособным художником стал к 60-м годам. Учился в Софийской академии. Естественно, занимался театром – оформил множество спектаклей у себя на Родине. Входил в «пловдивскую группу», принципы которой были знакомы и нашим шестидесятникам, и абрамцевской школе, и вообще любому сообществу молодых и полных надежд художников: «свободное творчество» плюс изучение «истоков». Стефанов изучал абстрактный экспрессионизм, аналитический кубизм, теорию цвета Кандинского и всех-всех-всех, но «истоки» – колористика, линии и энергетика византийской иконописи – без труда затмили этих «всех».Лучшие работы Стефанова – «Штудии пророка», например (его многочисленные «штудии» – вполне самостоятельные картины), – это почти буквальные отсылки к тяжеловесной и суровой гармонии плоскостей иконы. А его бесчисленные графические портреты друзей (в число которых попали Алла Демидова и Александр Солженицын) нет-нет да и напоминают работы президента нашей академии Зураба Церетели. Это первая большая выставка Стефанова в России за двадцать лет, поэтому она неизбежно ретроспективна.