Бисер как зеркало эпохи
Выставка «Эпоха бисера», которая недавно открылась в Музее личных коллекций ГМИИ имени Пушкина, у сегодняшней женщины может вызвать разве что чувство священного ужаса: вышивка бисером – занятие из разряда «в грамм добыча, в год труды».На то, чтобы расшить какую-нибудь монетницу или поясок, могли уйти месяцы.В МЛК представлены вышитые бисером предметы в основном первой половины ХIX века из коллекции семьи Юровых. На вернисаже между «предметами» (крышки шкатулок, курительные трубки, кошельки…) гуляли девушки в бесформенных «артистических» балахонах и изящные старые дамы в буклях и замысловатой бижутерии – таких дам и таких украшений теперь нет: уникальные и неповторимые. Девушки смотрели на витрины с недоверием, дамы – с умилением.Умилиться действительно есть чему — размеренной и тихой жизни русского бидермайера (первоначально – стиль немецкого романтизма, который вскорости стал означать стиль жизни: буржуазной и сентиментальной) позапрошлого века, в которой вчера был бал, а завтра будет два, в которой лето проводили в имении или на водах, а к столу подавали вишневое варенье из благополучно растущего сада. Плетение бисером у нас было исключительно аристократической забавой, в отличие от Европы, где существовали кустарные производства, поставившие вышивки на поток.Для русских барышень вышивка была примерно таким же обязательным пунктом программы, как музицирование и рисование в альбом. Птички, ангелочки, цветы и фрукты – непременные сюжетные атрибуты вышивок.Тихая пастораль до сих пор переливается всеми цветами радуги: привезенные по большей части из Венеции бусинки не потеряли своей окраски.