Самый разрушительный «прожект» Баженова

Общество

Создавая новое, мы часто вынуждены разрушать старое. А каждый архитектор, градостроитель просто обречен быть разрушителем. В противном случае ему обязательно потребовалась бы нетронутая целина для осуществления своих замыслов.Василий Иванович Баженов был великим архитектором и великим неудачником. Он проектировал дворцы, а достраивать их поручали другим. Он строил, а Время отказывалось сохранять для потомков его творения.Всем известна судьба его великолепного ансамбля в Царицыне. Но этот проект не был самым грандиозным из задуманного этим гениальным человеком.«Главный» баженовский проект предполагал ни много ни мало снос большей части Кремля и постройку на его месте огромного дворцового ансамбля, «достойного столичного града и века Екатерины».Собственно говоря, работы по «приданию нового блеска Кремлю» были заранее санкционированы из Петербурга. Не так давно ставшей самодержицей Всероссийской «матушке Екатерине» очень нужны были масштабные прожекты, способные удивить и ее подданных, и всю Европу. Для этого в 1768 году создается Экспедиция Кремлевского строения, главным архитектором которой назначают Баженова. А тот решил не размениваться по мелочам, а просто полностью обновить ансамбль Московского Кремля.Прежде всего должны были пасть стены и башни, которые зодчий полагал лишь укреплениями и, видимо, не особенно ценил.Из древних зданий Василий Иванович предполагал оставить только Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, колокольню Ивана Великого, Теремной дворец, Грановитую палату, Царское крыльцо и петровский Арсенал. А древние монастыри, старые дворцы и приказы средневекового Кремля подлежали сносу.По мысли архитектора комплекс новых зданий, как «огромная рама», должен был окружить древние строения, подчеркнув тем самым их историческое достоинство.«Что изначально? Здание ли в городе, куда я прихожу, как в храм, или город, стенами своими объемлющий множество зданий?.. Здания являют городу свою физиогномию, обличье города – это обличье его зданий…» Так излагал свое кредо зодчий в программе для Московского архитектурного училища.Закладка нового Кремлевского дворца состоялась 1 июня 1773 года. Но еще за три года до этого были сломаны до основания Тайницкая, Петровская и две Безымянные башни, снесены соединяющие их средневековые стены, обращенные к Москве-реке. Сама закладка дворца была превращена в грандиозный праздник.На специальных подмостках у подножия Боровицкого холма был возведен деревянный храм Славы Российской, окруженный четырьмя арками, обращенными к четырем сторонам света, а внутри храма располагались скульптурные аллегории, посвященные «всем четырем стихиям». К помосту от Архангельского собора вела лестница из 165 ступеней, а сам помост окружали деревянные щиты с «картинами Славы Российской». Это были преимущественно батальные сцены, изображавшие победы русских над тогдашними «главными врагами» – турками: Чесменский бой и сражение под Бендерами. Торжества начались в 9 часов утра и продолжались далеко за полночь: торжественная литургия в Архангельском соборе, процессия, продолжавшаяся около двух часов, танцевальное представление «разных народов», населявших Россию, музыка, фейерверки, выступления виршеплетов, театральные представления и – как кульминация – эмоциональная речь самого Баженова…Баженовский прожект вызвал далеко не однозначную реакцию у современников.[i]…И расцветет Москва подобьем райска крина.Возобновляет Кремль и град Екатерин!..Низвержена гора монаршей волей,И Кремль украсится своею новой долей…[/i]Так писал о начавшейся перестройке А. Сумароков. А вот молодой еще в ту пору офицер Г. Державин менее восторженно отнесся к проекту. Он написал оду «На случай разломки Московского Кремля для построения нового дворца», где есть очень горькие строки:[i]…Прости престольный град, великолепно зданье,Чудесной древности Москва,Россий блистанье.Сияющи верхи и горды вышины,На диво в давний век вы были созданы.В последний раз зрю вас, покровы оком мерюИ в ужасе тому дивлюсь, сомнюсь, не верю…[/i]Как оказалось, в целесообразности намеченного сомневался не один Державин. Императрица тоже (правда, уже после торжественной закладки дворца и многих «порушений») начала «сомневаться». А есличестно, то на подобное – очень дорогое! – мероприятие в России просто не оказалось денег. Все уходило на войну, помпезную жизнь императорского Санкт-Петербурга и дорогие подарки фаворитам…Одним словом, не было бы счастья, да несчастье помогло. Иначе мы с вами Кремля в его нынешнем виде никогда не увидели бы! Хотя, может быть, тот огромный дворец, который хотел создать Баженов, нынче значился бы в списке «чудес света»?История не знает сослагательного наклонения. А посему, перефразируя одного недавнего создателя афоризмов, можно со спокойной совестью сказать: как вышло, так и вышло, как бы, кто бы и когда бы чего ни хотел! Прошли века. «Подвиг» Баженова не решился повторить ни один из «отцов города» или зодчих. Даже в печально знаменитые 1920–1930 годы, когда «порушили» половину Москвы, на кремлевские стены никто не покушался. Хотя почти все монастыри, которые приговорил к слому Баженов, разрушили (но ничего путного не построили!).Вот и вся история несостоявшегося «кремлевского чуда». А восстанавливать кремлевские стены пришлось вскорости после сноса более рационально мыслящему собрату В. И. Баженова – М. Ф. Казакову.Спасибо ему за это!

amp-next-page separator