Сказ о сентиментальном кровососе
Вот уже громко объявлено, что фильм режиссера Данте Лама закрывает тему и освежает жанр. «Мы долго ждали, когда всему этому придет конец. И вот Данте Лам смешал, вывернул и обесчестил привычные и любимые до слез штампы киновампирской темы…»Что ж такое происходит в Гонконге? А в Гонконге поселилось племя вампиров. Забавно, что эти мерзкие твари все с внешностью европейцев, а руководит ими страшный красноглазый Герцог. Иногда он подозрительно похож на английского премьер-министра, что, впрочем, наверняка непреднамеренно. Герцогу нужна магическая книга, позволяющая увеличить вампирскую силу в сотни раз, а для этого необходимо найти последнего принца-вампира, проживающего на территории Гонконга. И вот тут-то случается заминка. Принц в фильме – единственный вампир азиатского происхождения, и тот из бывших: давно «завязал», подобрел и всей душой полюбил мир людей. Кровь больше не пьет, предпочитая голодать, а ко всему прочему еще и влюбляется в очаровательную девушку, которая принадлежит к Лиге истребителей вампиров (если дело дошло до того, что понадобилась целая лига, то, надо полагать, вампиры и вправду сильно достали гонконгцев). Естественно, что архетип темы остается вполне традиционным: любовь невинной души спасает сентиментального кровососа, а Герцогу вбивают осиновый кол в самое сердце… Кровь льется рекой, вампиры стремительно выпускают зубы, гоняют на мотоциклах и летают, как черные комары, а традиционный чеснок (европейская культура считает, что вампиры не выносят чесночного запаха) заменен более привычной для Азии банановой пищевой добавкой: это противоядие от укуса. Так что зрителей ждет развлечение на полную катушку, и особенно приятно, что балансировать на той грани идиотизма, какую предполагает столь рискованный поворот темы, помогает изрядная доля здорового юмора, вполне органично контрапунктирующего с мистикой. Пародийно-пиаровский момент выглядит еще яснее, если сказать, что фильм-то называется «Эффект близнецов» только потому, что две главные женские роли сыграли «Близнецы» – так называется известный на всю Юго-Восточную Азию молодежный дуэт, который, наверное, гонконгцы каждый вечер видят по телевизору в рекламе «Кока-колы». Ну как тут относиться всерьез? Да и не надо! Ведь кинематограф «вампирской темы» делал все, чтобы эту тему окультурить или, точнее сказать, «оцивилизовать». Фантазия режиссеров, обращавшихся к теме нечисти, достойна всяческого восхищения. В галерее киномонстров есть теперь и человекопингвин, одержимый стремлением доказать миру, что «не в канализации родился», и Дух помоек, запоминающийся понятным желанием помыться на элитном курорте для нечистой силы. Сохраняется высокий спрос и на романтические замки, завывания ветра, гремящие цепями привидения, волков-оборотней и прочие утонченности. В «Эффекте близнецов» кровь, например, пьют не торопясь, неспешно причмокивая, из бокальчиков – вот сейчас начнут оценивать букет. Зато когда разбушевавшихся кровососов насильно накормили транквилизаторами, они начинают дергаться и пританцовывать в такт песенке этих самых «Близнецов» – и становятся такими симпатичными и человечными… чем не рок-звезды семидесятых? Все для зрителя – и, ничего не скажешь, действительно весело. Ведь не пугают, а только развлекают. Коммерческое кино есть умелая щекотка нервов… По иронии судьбы (а, хочется думать, отнюдь не по мистическому совпадению) как раз в те дни, когда прокатная фирма рассылала приглашения на премьеру фильма о нашествии на Гонконг жутких вампиров, на новостной ленте Интернета промелькнуло малозаметное сообщение. В маленьком румынском городке (почти деревне, несколько домов под палящим солнцем, на одной стороне – погост, на другой – колокольня) случилось кощунство.Жители вырыли из могилы недавно умершего 73-летнего старика, вырезали сердце и сожгли, а прах сожрали. Полиции, которая в этих краях, наверное, доселе и не бывала, местные жители объяснили на голубом глазу, что старик был вампиром и пил их кровь, выходя по ночам из могилы… Изложенное сухим протокольным языком сообщение из Румынии заставляет-таки вспомнить и настоящие традиции «вампиризма», и родину этого жуткого поверья, когда-то и в самом деле наводившего ужас на весь славянский мир, а ныне так лихо переработанного коммерческим кино, что первобытный страх незаметно превратился в респектабельный смех. И вот от такого наглядного ощущения невероятного разрыва коммерческого кино с реальностью действительно может стать жутковато. Вряд ли жители маленького румынского городка увлекаются фильмами вроде «Эффекта близнецов»… Но это уже другая история, хотя и тоже удивительная и так похожая на сказку.