Законопроект как механизм развития
Как сообщает пресс-центр Мосгордумы, 26 ноября на совместном заседании двух комиссий Московской городской Думы - по социальной политике и трудовым отношениям, по здравоохранению и охране общественного здоровья - был обсужден проект закона города Москвы «О социальном обслуживании населения города Москвы». Законопроект представила первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Ольга Грачева. Она отме5тила, что в настоящее время Минсоцздравразвития РФ осуществляет подготовку новой редакции закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». При этом социальное обслуживание отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Очевидно, что дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, сформированного на единых методологических принципах. Проект закона «О социальном обслуживании населения города Москвы» направлен на решение следующих задач: закрепление прав граждан, семей и социальных групп в области социального обслуживания и установление гарантий их соблюдения; закрепление понятий и принципов социального обслуживания; формирование стандартов социального обслуживания; закрепление системы учреждений социального обслуживания и определение правовых основ их деятельности. В законопроекте, закрепляющем сложившуюся в столице систему социального обслуживания, раскрываются основные понятия в этой сфере: «государственная и негосударственная системы социального обслуживания», «социально опасное положение», «лицо, занимающееся бродяжничеством», «стандарт социального обслуживания города Москвы», «стационарное социальное обслуживание», «нестационарное социальное обслуживание», «социальная адаптация», «социальная реабилитация» и другие. Проект закрепляет виды и содержание социальных услуг, основания и порядок их оказания, устанавливает категории граждан, имеющих право на внеочередное бесплатное социальное обслуживание, а также порядок оказания услуг на условиях частичной или полной оплаты. В отдельной главе устанавливаются основные формы нестационарного и стационарного обслуживания, раскрываются особенности отдельных видов социального обслуживания (срочное, на дому, социальный патронаж, консультативная помощь и другие). В главе «Городские стандарты социального обслуживания» определено, что Правительством Москвы устанавливаются государственные стандарты социального обслуживания населения столицы гарантированного базового уровня, обязательные для применения учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности, предусматривающие единые требования, в том числе к объему и качеству услуг социального обслуживания, порядку и условиям их оказания. Отдельные главы посвящены системе социального обслуживания в столице в целом и информационному, финансовому и кадровому обеспечению в сфере соцобслуживания. В законопроекте определены также требования к профессиональной деятельности по социальному обслуживанию, порядку и условиям проведения аттестации соцработников. По мнению депутата Михаила Москвина-Тарханова , имело бы смысл включить в будущий закон положения о специальном обучении соцработников: кроме выполнения своих прямых обязанностей, им необходимо общаться с пожилыми и немощными людьми - а это зачастую очень непросто делать. Председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев предложил подумать о расширении форм социального обслуживания именно для москвичей - в отличие, скажем, от лиц без определенного места жительства. Депутаты отметили достаточно высокий уровень проработанности документа и по предложению Михаила Антонцева поддержали его в целом, отметив, что авсказнные замечания надо бы учесть. Решено поручить Михаилу Антонцеву и Михаилу Москвину-Тарханову выступить с докладами на заседании Правительства Москвы, где будет обсуждаться проект закона «О социальном обслуживании населения города Москвы».