Школа парфюмеров
Тонкое переплетение запахов ощущаешь уже в коридоре. А в небольшой комнате на полках, в шкафах – тысячи серебристых флаконов и пузырьков.Даже в холодильнике вместо сыра и колбасы – эфирные масла. Рядом – сверхточные электронные весы.Сидящие вокруг стола ученики слушают ароматы, нанесенные на белые полоскиблоттеры. Именно «слушают» – так говорят профессионалы.Это парфюмер Жанна Гладкова проводит занятие по классификации ароматов. – Первое – жасмин, второе – пачули, третий номер – мускатный орех, – диктант здесь проверяют, как в обычной школе. Только задание состоит не из предложений, а из ароматов. Нужно послушать разные блоттеры и написать, где какое вещество.Чтобы научить людей пользоваться ароматами, Жанна Гладкова несколько лет назад создала свою школу. Базовый курс (1-й уровень) длится два месяца и стоит 25 тыс.руб. Если вы хотите не просто слышать и запоминать ароматы, но и создавать новые, нужно пройти несколько уровней.А чтобы стать настоящим парфюмером, понадобится не один год.– У меня даже мужчины-компьютерщики занимаются, – гордо говорит Жанна. – Может, таким способом я их возвращаю в реальность? И они начинают воспринимать красоту окружающего мира, а не только виртуального...– А различать ароматы – это особый дар? – интересуюсь я. – Или каждый может стать парфюмером? – Чтобы рисовать, нужно определенное видение, чтобы писать музыку – нужен слух. А обонятельная мембрана устроена у всех одинаково, – объясняет Жанна. – Дар – не нос, а чувства, эмоции. Человек открытый ароматы чувствует ярче. А способность запомнить аромат можно развить, как мышцы в спортзале. Но если человек эмоционально скуп, он никогда не станет художником-парфюмером – лишь ремесленником. На 11–12 часов дня приходится пик обоняния. Именно в это время и проводятся занятия.Тема сегодняшнего – классификация. Жанна рассказывает про разные типы ароматов (океанические, ориентальные, цветочно-пудровые) и дает ученикам их слушать.– Озеро, мостки – плохие, скрипучие. Днем слова доброго не стоят. А выходишь утром – они затянуты туманом: сказочные, нереальные, – так Жанна описывает очередные духи, протягивая мне блоттер.А я замечаю, что от всех этих запахов у меня… болит шея.– Это с непривычки, – подсказывает сидящая рядом ученица Наташа. – При вдыхании сокращаются кольцевые мышцы шеи – и болят от напряжения.– Столько держать нельзя, – предупреждает Жанна, заметив, как долго я не отнимаю от носа блоттер.Оказывается, даже слушать аромат надо учиться.Поднести полоску, убрать, дать аромату несколько секунд раскрыться, опять поднести, убрать. Не спугнуть, уловить тончайшие нюансы. Прямо какая-то охота получается.– Какие запахи сейчас в моде? – спрашиваю я.– Жизнь бежит быстро, и пришло время летящих, дерзких, очень сексуальных ароматов. Много синтетического мускуса и амбры. Еще год назад доминантой звучал пачули, сейчас – ирис.У каждого человека должен быть целый «гардероб» ароматов, уверена Жанна Гладкова. У нее самой – штук 20 любимых.– Стильный, дерзкий, пикантный – значит, решительный характер. Женщине с мягкими пушистыми волосами его не предложишь.Духи подбирают по сезону, полу, возрасту, весу, росту и даже по цвету волос. Но главная отправная точка – внутреннее «я» человека. Аромат еще называют «одеждой для души».При подборе духов в парфюмерном магазине нужно максимально доверять интуиции. Не задавать себе заранее никаких ориентиров (стоимость, фирма). Это как любовь. Почему полюбил того или иного человека, не скажешь, но сердце вдруг замерло – и забилось восхищенно.Причем на каждой коже аромат звучит по-своему.Например, популярные французские духи «Ангел» на коже доброго и нежного человека звучат карамельно. А о человеке с темным нутром духи же сигнализируют смолистыми нотками. Вот и получается, что «Ангелом» можно подруг проверять.Духи для Никаса Сафронова, Юлиана, Людмилы Путиной и даже для Владимира Владимировича… Все их сделала Жанна Гладкова.– Если мне не понравится человек, не смогу ему аромат сделать, – уверяет парфюмер.Мой взгляд останавливается на фотографии на стене.Жанна в вечернем платье, рядом с ней мужчина во фраке.– Это Морис Русель, мой друг, известный американский парфюмер, – улыбается Жанна и добавляет: – Нормальные мужчины цветы дарят, а он мне рецептуру нового аромата преподнес.Человек нетворческий не поймет, как можно разговаривать с ароматами, иногда сердиться на них, просить, чтобы подсказали решение… – Сейчас хочу создать аромат молока. Чуть топленое, согрелось на женской коже. Мягкие покатые плечи. Это и мать, и жена, и любовница. В нем будут слышны роза, сандал, иланг, легкое дыхание ванили и молочная нота.– А можно передать запах цветка? – Можно. Цветок накрывают колпаком и с помощью специального прибора – хроматографа – снимают отпечаток его запаха. Но творение парфюмера не должно быть похоже ни на что в природе.Парфюмерия – всегда фантазия, рождение новой красоты.Идеи ароматов приходят к Жанне совершенно неожиданно. Даже когда котлеты жарит, все бросает и бежит записывать. Парфюмер раскрывает книгу, расчерченную на графы, с огромным количеством цифр: – Я люблю писать рукой, о компьютер у меня мысль спотыкается.– А украдут? – волнуюсь я.– Красть бесполезно, – смеется Жанна, – в этой рецептуре разобраться могу только я.Создание индивидуального аромата стоит 1000 евро. Во Франции – столице духов – подобная работа может оцениваться и в миллион долларов.А Жанна иногда создает ароматы совершенно бесплатно, в подарок.– Французы этого не понимают. Никому не понять русской души. То, чем я обладаю, – это дар, и если я буду жадной, то могу его лишиться.– А вам ароматы снятся? – Не снятся, они накрывают меня своими фантазиями.Могу оказаться в объятиях Бандераса, в субтропиках, в джунглях. Однажды, слушая что-то от «Эскады», я оказалась на берегу океана. Лежала на раскаленном песке, чувствовала, как печет солнце. Звонок телефона вывел из этого состояния. Что удивительно – когда подошла к зеркалу, щеки были обгоревшими. То есть ароматы могут уносить куда угодно, если научиться пользоваться их крыльями.САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ АРОМАТЫ - Природный мускус, получаемый из желез редкого оленя-кабарги, запретили добывать в 1970 году. Сейчас используется лишь мускус синтетический.- Амбру вылавливают с поверхности океана. Выделяемая из кишечника кашалота черная масса под действием солнца кристаллизуется. Это и является серой амброй. Но гораздо чаще также используют амбру синтетическую.- Цибет – это выделения эфиопской кошки. 1-процентный раствор обладает очень сильным ароматом. В XVII веке его использовали в чистом виде для маскировки других, неприятных, запахов. Вера СТЕПАНЕНКО, депутат Мосгордумы: – Я в целом позитивно отношусь к нашему парфюму. Но пользуюсь итальянским. Однако дело вовсе не в фирме. Я выбираю духи не по лейблу и не по рекламе, а по запаху, который подходит именно мне. При этом очень люблю аромат «Красная Москва», который у меня ассоциируется с мамой. Это ее запах.