Московскому троллейбусу исполнилось 75 лет

Общество

Впрочем, «рогатый» мог появиться на улицах Москвы почти десятью годами ранее – впервые о троллейбусных линиях в Москве заговорили в 1924 году, но для реализации проекта не хватило средств. Вернулись к идее спустя восемь лет, в 1932-м. Инициатором внедрения троллейбусного транспорта стал Лазарь Каганович.А теперь без этого вида транспорта невозможно представить себе Москву, особенно – Садовое кольцо с исторической «Букашкой» и 10-м маршрутом. Конечно, сегодня его жизнь не столь привольна, как, скажем, еще лет 15 назад, он привязан к своим проводам и порой автотранспорт создает ему помехи или он их создает – для автотранспорта. С другой стороны, троллейбус на сегодняшний день – самый экологически чистый пассажирский транспорт Москвы.Сначала планировали проложить сразу несколько линий – от Дорогомилова (моста Окружной железной дороги, ныне район станции метро «Кутузовская») до села Сетунь (в Кунцеве), по Волоколамскому шоссе до поселка Губайлово (ныне часть города Красногорска) и по Хорошевскому шоссе до Хорошева. Но в 1933 г. окончательно было решено строить первую линию по Ленинградскому шоссе от Тверской Заставы до села Всехсвятского (ныне – район станции метро «Сокол»).К слову: первыми троллейбусами на московских улицах вполне могли бы стать немецкие машины, но у Наркомтяжпрома не хватило денег для их закупки. И в декабре 1932 года разработка отечественного троллейбуса была поручена сразу нескольким заводам. Шасси собрали в Ярославле – не мудрствуя лукаво, просто взяли «тележку» от автобуса Я-6. Кузова собрали на ЗИСе (ныне – АМО ЗИЛ). К 1 ноября были готовы два троллейбуса ЛК («Лазарь Каганович»), правда, без «начинки». Ее установили на заводе «Динамо»: электрооборудование было собрано по американским чертежам, так что на концах штанг первых советских троллейбусов стояли роликовые токоприемники.Что же получилось в результате? ЛК имел в длину 9 метров, в ширину – 2,3 метра и весил 8,5 тонн. Предельной для него была скорость в 50 км/ч при полной нагрузке.В салоне было 37 мягких кресел для сидения. Двери открывались вручную – передние водителем, задние кондуктором.К осени 1933 года от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе протянули линию длиной 7,5 километров. К слову: она была однопутной: сначала троллейбус шел в одну сторону, потом – обратно.Ходовые испытания начались 4 ноября 1933 года, причем на них история троллейбуса могла бы и прерваться.При возвращении в цех завода «Динамо» пол не выдержал веса 9-тонной машины ЛК-1 и провалился. Троллейбус был разрушен… Так что в «официальном прогоне», когда троллейбус принимал сам Никита Хрущев, приняла участие машина ЛК-2. На следующий день на первом и единственном троллейбусе прокатилась приемная комиссия во главе с председателем Моссовета Николаем Булганиным, а с 11.00 15 ноября началось регулярное движение по первому в Москве троллейбусному маршруту, который ЛК-2 преодолевал за полчаса.Вот так и началась история нового для Москвы вида транспорта. В том же году было собрано еще 10 машин, после чего изготовлением троллейбусов занимался Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ). В январе 1934 года первую линию продлили от Тверской заставы до площади Революции, а к концу того же года появилась и вторая линия – по Арбату. А в конце 1938 года в Москве было уже 10 маршрутов.В 1937 году из Великобритании доставили первый двухэтажный троллейбус – он ходил по Тверской улице. Потом по его образу и подобию в Ярославле собрали еще 10 таких машин.Во время войны часть линий была сокращена, некоторые троллейбусы переделаны в электрокары: они возили дрова, продукты, стройматериалы, боеприпасы… В октябре-ноябре 1941 года 105 троллейбусов эвакуировали в Самару, откуда часть из них попала в Челябинск, Свердловск и Новосибирск. Их использовали для открытия в первых трех городах троллейбусного движения. В 40–50-е годы, несмотря на трудности, отечественные заводы выпускали для столицы новые, современные машины. Пиком развития троллейбусного хозяйства стали 1960-е гг. С 1960 г. по 1972 г.сеть линий увеличилась с 540 до 884 км. Общая длина троллейбусной сети к 1960 г.достигла 1253 км и уже с 1961 г. являлась самой протяженной в мире. К началу 90-х троллейбусы ежедневно перевозили до миллиона пассажиров! В свои 75 московский троллейбус ничуть не устарел и по-прежнему без устали возит горожан по переполненным транспортом городским дорогам. На сегодняшний день в Москве насчитывается 85 троллейбусных маршрутов, на которые выходят 1597 машин. И хотя из-за транспортных проблем часть линий была сокращена (например, 33-й маршрут), троллейбусный транспорт сегодня активно развивается в Подмосковье – в Химках, Видном, Подольске. Сегодня первый читатель этого номера «Вечерки» и главный критик (по-газетному – «свежая голова») – Михаил СОЛОМЕНЦЕВ, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города. Ему и адресованы в этом номере наши вопросы.Вы давно ездили на троллейбусе? – В последний раз я ездил на троллейбусе этим летом.А вообще, просто мечтаю прокатиться на знаменитом «Синем троллейбусе», послушать авторскую песню, предаться хорошим воспоминаниям и мыслям.

amp-next-page separator