Гранада, Гранада, Гранада моя
В 36-м, молодой подпасок, он подобрал на дороге раненного мужчину, выползшего из «расстрельной ямы» и судорожно цеплявшегося за жизнь. Ранение в голову – мужчина потерял память… Постаревший крестьянин спустя столько лет встречает его вновь – старого грязного бомжа, не помнящего, кто он такой. И переживает заново те дни, не особенно поддаваясь трагическим воспоминаниям… как вдруг случайно, в документальном фильме о Лорке, видит лицо того, кого спас от верной смерти. Гениальный поэт, потерявший память, стал бомжом в своей родной и так горячо любимой Гранаде, его кормят из милости хозяева местных баров.Роман испанского писателя Фернандо Мариаса «Волшебный свет» лег в основу фильма, получившего приз на последнем московском международном фестивале (где его название перевели как «Божественный огонь», хотя и то и другое по-испански одинаково: La luz prodigiosa). Презентация и русского издания романа, и фильма режиссера Мигеля Эрмосо с участием создателей состоялась на днях в московском Центре Сервантеса.Название-то одно и то же, а вот расхождения между романом и фильмом довольно большие… Прекрасные актеры – популярный испанский комик Альфредо Ланда и широко известный в мире Нино Манфреди, изобразивший потерявшего память Лорку – пронзительно сыграли тему поколения стариков, переживших суровые времена гражданской войны. Образ старого Лорки в фильме разработан детально, а исполнение Манфреди вряд ли можно забыть. Дуэт актеров особенно силен там, где из него извлечен трагикомический эффект: старик-крестьянин изо всех сил пытается заставить нового друга вспомнить молодость и себя самого… Но бомж и удивленный, и благодарный за такое непривычное внимание к себе, вспоминать ничего не хочет. И только в финале, сидя в той самой долине, где расстреляли Лорку, два старика вспоминают его странные, необычные, непонятные и красивые стихи… А вот в романе поколенческая тема отсутствует: он скорее выполнен в модном жанре литературной мистификации. Не чужд и чисто литературных эффектов: репортер, почуявший, что напал на золотую жилу, всю ночь поил старика коньяком, записывая его сенсационный рассказ на диктофон, а уже в поезде обнаружил, что кассета пуста, диктофон не сработал и, конечно, история так и останется фантазией…Да, действительно, фантазия о том, что великий поэт, расстрелянный в 36-м, сегодня живет среди нас как потерявший память бомж, эффектна, но чересчур прямолинейна и лишена философской глубины. На пресс-конференции писатель Фернандо Мариас признался в любви к произведениям Борхеса, к его мрачноватой, «утопленной» в литературной истории фантастике. Правда, развитие фантастической истории в романе вполне борхесовское, с налетом мистики и без всякой психологической разработки образа Лорки. Обыграна лишь загадочность обстоятельств его гибели (напомним, что тела Лорки так и не нашли, и у ряда исследователей по сей день существуют серьезные сомнения в его смерти).Но режиссер Мигель Эрмосо пошел по иному пути, наполнив сюжет реалистическим, человеческим и в конечном счете историческим дыханием. Отвечая на вопрос о теме старшего поколения, он сказал: «Это скорее моя личная тема…»На роль старого Лорки Эрмосо пробовал несколько актеров с мировым именем, но остановился на Нино Манфреди из-за его «sufragimiento» – особой средиземноморской душевной живости и хрупкости, свойственной людям латинской культуры. И все-таки оба произведения хороши по-своему.Неожиданно они дают нашим зрителям и читателям представление о двух разных традициях, растущих из одного корня испанской культуры, напоминая, что Борхес не так уж далек от Сервантеса.