В Москве завершила работу книжная выставка Non/fiction

Развлечения

Вчера в Москве завершила работу одна из самых посещаемых книжных выставок-ярмарок, позиционирующая себя как интеллектуальная, – Non/fiction. Обещано было много встреч и презентаций, вручение премий, дискуссий и конференций. Все это было. Но не в обещанном объеме и не в том составе. А еще пропало ощущение праздника, и пришло чувство обыденности. Девятая по счету ярмарка стерла границы между изысканностью и избранностью заполненных «лучшим» залов ЦДХ и «всем», выставляемым в ВВЦ. Не приехал Федерико Андахази, автор скандального «Анатома», которого очень ждали и готовились. Он за два дня до ярмарки сломал ногу. Обещали Гойко Митича, знаменитого по фильмам про Чингачгука и Оцеолу, на дискуссию о Виннету и образе северо-американских индейцев, западном и коммунистическом кинематографе. Митич тоже не приехал. И, судя по всему, не собирался. Обещали дискуссию о детской литературе с участием Остера, Успенского и Энтина. Из заявленных был только отметивший на днях 60-летие Григорий Остер. Да и тему поменяли на влияние фэнтези на детскую аудиторию. Вроде бы все проходит, но как-то неряшливо и чуть ниже заявленного уровня. Ну, не будет этих знаменитостей. Ну, придет на встречи чуть меньше посетителей. Зато осадок не останется. Впрочем, складывается ощущение, что устроителям ярмарки было на это наплевать. Элитность, о которой так много говорили организаторы выставки, куда-то пропала. Появилась местечковость и вкусовщина. Этих берем, а этих нет. А в частной беседе одним из устроителей вообще было заявлено, что им важнее видеть на ярмарке не книжные издания, а журнал о сексе в городе. Вот где интеллект! Пожалуй, в этот раз ярмарка удерживается только за счет своей «детскости». (В этом году нет почетного гостя – страны, а главной темой ярмарки объявлена детская литература, поскольку сейчас идет Год ребенка. Нет, конечно, посетителей очень много, не протолкнуться. А в выходные, когда по традиции проходят мероприятия для младшего поколения читателей: различные конкурсы и викторины, встречи с писателями, очередь выстроилась перед входом и в гардероб. Это еще одна проблема ярмарки – номерков не хватает. И люди вынуждены долго стоять и ждать, пока кто-то не решит, что уже насмотрелся и может уйти. Впервые стоит и двойной кордон охраны, тщательно проверяющий наличие билетов у всех входящих. А вот книжно-журналисткая братия отмечает, что в этот раз ярмарка скучная. Писать не о чем. Нет не только приглашенных, но и новинок. Многие издательства выставили старый ассортимент, за исключением двух-трех наименований. Да и те больше относятся к попсе, чем к интеллектуальной литературе. Зато порадовали проходящие параллельно выставки «Искусство иллюстрации» и «Русская книжная графика XX века из частных собраний», в которую вошли рисунки Бенуа, Билибина, Пименова, Родченко, Фаворского... А еще ярмарка увеличилась не столько за счет числа участников (их с прошлого года прибавилось не так уж много: было 250 – стало 265), сколько за счет антикварной книжной ярмарки, которой теперь отдан почти весь третий этаж, и выставок. Все-таки гости есть. Приехал израильский писатель и журналист Дэвид Гроссман, пропагандирующий ультралевые взгляды. Презентован подростковый бестселлер – роман «Зимняя битва» Жан-Клода Мурлева. А сам автор с удовольствием раздавал автографы. Это книга о четырех детдомовцах, случайно узнавших, что все они дети репрессированных политических оппозиционеров. Французский сказочник и художник книги Ролан Топор привез свою «Принцессу Ангину» – смешную сказку про девочку-болячку. Приехал французский романист и режиссер Франсуа Дюпейрон, автор знаменитого фильма «Странное знакомство» (с Катрин Денев и Жераром Депардье в главных ролях). Фины представили в пятницу антологию своего юмора, которую представлял Арто Паасилинну – автор «Года зайца» и «Очаровательного самоубийства в кругу друзей», утверждающего, что язык суоми произошел от оленьего мычания. В субботу можно было встретиться с немецким писателем Вольфгангом Бюшером, автором книги «Берлин–Москва. Пешее путешествие». В 2001 году он прошел от Берлина до Москвы за три месяца. Путешественник наглядно представил читателям весь свой маршрут и рассказал, как легче пересекать границы. Заметна работа норвежского писателя и художника Стиана Холе «Лето Гармана», получившая гран-при на авторитетном мировом форуме детской книги в Болонье. История о мальчике, готовящемся в первый раз пойти в школу, вызвала нешуточный мировой ажиотаж и уже была переведена на 35 языков. Книга иллюстрирована коллажами и рисунками автора. Ее читали детям в ЦДХ Александр Ф. Скляр и многие другие знаменитости. Презентовали новую премию имени Ильи Кормильцева. Она будет вручаться авторам нестандартных критических текстов, обладающих альтернативной точкой зрения на вопросы философии, религии и культуры. Примечательны роман Милана Кундеры «Жизнь не здесь» («Азбука»), сочинение фотографа Анри Картье-Брессона «Воображаемая реальность» («Лимбус Пресс»), сборник американского эссеиста Элиота Уайнбергера «Бумажные тигры» (Издательство Ивана Лимбаха). К ярмарке вышел сборник интервью с музыкальным «принцем меланхолии» Томом Уэйтсом («Азбука»), «Краткая история униформы» австралийской исследовательницы Дженифер Крейк (НЛО), книга французских физиков – Никола Витковски и Свена Ортоли «Ванна Архимеда» о знаменитых научных открытиях – яблоке Ньютона или «эврике» Архимеда («Колибри»), том не публиковавшихся прежде писем Ницше («Культурная революция»). «Вагриус» издал пятитомник Александра Кабакова. В зоне семинаров норвежский писатель-путешественник Томас Эспедаль и Марина Москвина поделились с читателями соображениями о том, зачем нужны путевые заметки, и для чего их печатают. Эспедаль представил свою книгу «Идем! Или искусство ходить пешком». Как всегда огласили победителей литературной премии имени Андрея Белого. В номинации «За заслуги» премию получил поэт Всеволод Некрасов. В «Прозе» победил Александр Ильянен за роман «Бутик Vanity», а в «Поэзии» – Алексей Цветков со сборником «Имена любви». Но за всем этим обилием главная тема – детская литература – как-то забывалась. Не чувствовалась специфика. А если и на юбилейную десятую ярмарку мы придем с такими же результатами, то скоро просто в Non/fiction отпадет необходимость. Читать будет некому.

amp-next-page separator