Геннадий Полоку отмечает 50-летие творческой деятельности

Развлечения

Геннадия Полоку мы знаем в первую очередь, как создателя культовой картины «Республика ШКИД». А между тем сегодня мастера увлекает не только творческая, но и общественная деятельность: в Союзе кинематографистов России он помогает Никите Михалкову в качестве его заместителя, а также руководит Международным кинофестивалем стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Новое кино. XXI век». И еще ухитряется снимать – даже в таком почтенном возрасте. – Геннадий Иванович, в этом году вы отмечаете 50-летие творческой деятельности. Какое оно, ваше кино? И что вы любите в киноискусстве? – Меня всегда упрекали в том, что я снимаю то лубок, то авангард. А на Западе мои фильмы в компании с картинами Параджанова, Эсадзе, Рашеева называли «советским антикино». Помните эйзенштейновское определение «монтаж аттракционов»? Наверное, все мои фильмы и состоят из «аттракционов». В 2001 году прошла моя ретроспектива в Кеннеди-центре в Вашингтоне – ни один российский режиссер больше не удостоился такой чести. Мне нравятся режиссеры, создающие собственный мир на экране – Феллини, Кустурица. Я не люблю «ползучий» реализм – а это 90 процентов всех наших кинокартин. Из российских мне нравятся «Урга» Никиты Михалкова, фильмы Сергея Овчарова. Овчаров – очень одаренный человек, и несправедливо, что его картины не замечают. Но я человек страстный, и мне мало просто симпатии. Должна быть страсть! Вот прочитал у Андрона Кончаловского, что он никогда не снимал фильмы по предложенным ему сценариям – а вот я, напротив, все время снимал по сценариям, которые мне навязывали, но получались мои картины... – Вы президент фестиваля «Новое кино. XXI век», который недавно прошел в Нижнем Новгороде. Чем он отличается от других? – В России сейчас 24 кинофестиваля, но наш – Международный кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, который прошел уже в четвертый раз, – уникальный. И по своим задачам, и по программе, которая, как и в прошлые годы, собрала самые заметные и перспективные картины стран-участниц, созданные за последнее время. Это полный и короткий метр, документальное, мультипликационное, детское, телевизионное кино – полный спектр, отражающий реальный кинопроцесс в бывших советских республиках. Мы показали около 150 картин. Мы реально пытаемся восстановить разрушенное кинопрокатное пространство наших стран, некогда общее, способствовать развитию процесса создания копродукции. Иначе кино стран СНГ и Балтии просто погибнет, как это произошло в Нидерландах или в той же Югославии – несмотря на наличие Кустурицы. Важно и то, что наш фестиваль возник по инициативе с мест, когда пять лет назад съехавшиеся в Москву молодые кинематографисты со всего постсоветского пространства заявили, что им нужен свой фестиваль, способный собирать их вместе, объединять. Все они прекрасно понимают, что у нас всех общие культурные традиции и ориентиры. Да что там – все киношколы мира существуют на основах, заложенных Эйзенштейном и Кулешовым... Хотя сейчас мне было мучительно трудно оторваться от съемок новой картины… – Расскажите о своем новом фильме подробнее... – «Око за око» – это экранизация повести Бориса Лавренева «Семь спутников», которую я задумал еще 45 лет назад. Это будет фильм о красном терроре. – И вы надеялись, что вам разрешат снимать? – Я рассказал тогда о своем замысле на «Ленфильме», однако там запаниковали. Мне пришлось поехать в Москву, где я убедил тогдашнего заместителя председателя Госкино Владимира Баскакова в том, что ничего антисоветского в этом произведении нет. Он написал руководству «Ленфильма» письмо, и мою постановку включили в план студии. Тогда в ее руководстве был писатель Юрий Герман, он меня вызвал и предложил поработать над сценарием «Республики ШКИД», а «Семь спутников» передал своему сыну, кинорежиссеру Алексею Герману. Им он и дебютировал в кино. Сначала я был лишь «графоманским» доработчиком сценария, но потом стал и режиссером-постановщиком, одиннадцатым, кому предложили взяться за экранизацию этого произведения без единого прямого диалога. Но тогда не сложилось. – Зачем вам это сейчас? – Мой час настал: я вернулся к «Семи спутникам». Вернулся осознанно. Дело вот ведь какое. Во-первых, я всегда был «белой вороной», числился в кинематографических диссидентах, меня лишали званий, а мои фильмы – категорий. И я воспринял перестройку как возможность открыто говорить правду. Во-вторых, у нас переврали всю историю так, что до правды добраться невозможно: политики используют историю как основной аргумент, события трактуются абсолютно противоположно, обслуживая те или иные интересы. Да и социальное противостояние я переживаю тяжело: нигде в мире, кажется, нет такой пропасти между бедными и богатыми. В стране существует взрывоопасная ситуация, которая всегда проявляется неожиданно. Мой фильм – это история царского генерала и коменданта арестного дома. Я считаю, в обоих лагерях – и красном, и белом – были люди приличные, искренние. В большевики шли порой дети миллионеров, такие, как, например, Рябушинский. Они верили, что будет новая страна, восторжествует справедливость. Были генералы, уставшие от свистопляски и интриг в армии. Как я могу осуждать их? В картине 75 действующих лиц. Две главные роли исполняют Владимир Гостюхин и Михаил Пахоменко, актер из Калуги, который у Марлена Хуциева играет сейчас Льва Толстого. Сейчас мне говорят, что я обижаю Германа, но мой фильм – совсем другой, ведь у нас разный подход к теме. А ремейк – это обычная практика в кино. К тому же я использую в фильме и воспоминания Бориса Лавренева. – Вам интереснее работать со звездами или открывать новые имена? – Если вспомнить мою вторую работу, «Капроновые сети», то мне она дорога лишь тем, что в ней сыграл браконьера Павел Луспекаев, тогда только пришедший в кино, и которого я потом пригласил в «Республику ШКИД» на роль Косталмеда. А когда Владимир Мотыль приступил к съемкам «Белого солнца пустыни», я рекомендовал ему Луспекаева на роль Верещегина, хотя тот мечтал об Анатолии Папанове. У Луспекаева были ампутированы ступни, и драться, бегать в фильме ему было трудно, но он – великий актер, и сыграл в «белом солнце...» одну из лучших своих ролей. В «Одиножды один» у меня снялся Николай Караченцов – и это была его первая роль в кино. Так что судите сами... – Вы видитесь с вашими когда-то юными актерами из «Республики ШКИД»? – Мы недавно праздновали 40-летие фильма в Санкт-Петербурге. Там есть ресторан «У Мамочки», к которому раньше имел самое прямое отношение наш Мамочка – Александр Кавалеров, и все мы там после торжественного вечера отметили нашу встречу. К сожалению, многих уже нет с нами... – Геннадий Иванович, у вас такая драматичная, богатая событиями жизнь. Вы собираетесь написать о ней? – Восемь лет назад я заключил договор с издательством на три книги. Первая – о моей семье, детстве, юности (я ведь пошел работать в 11 лет, чтобы содержать своих близких), вторая – мои отсидки, а третья – «полочные» фильмы, диссидентство.

amp-next-page separator