Импульс патриарха

Развлечения

Консерваторию Сондецкис окончил в Литве, аспирантуру – в Москве. В 1956 году впервые выступил с созданным им оркестром вильнюсской Школы искусств имени Чюрлениса. Отсюда и отсчет юбилею. Именно этот школьный коллектив принесет ему международную известность – с победой на конкурсе Фонда Герберта фон Караяна. А в 1960-м он основал знаменитый Литовский камерный оркестр.Литва обязана Сондецкису славой своих музыкальных фестивалей – специально под них даже реставрировались старые концертные залы.В конце 1980-х дирижер организовал Санкт-Петербургскую камерату, в конце 1990-х поднял еще и оркестр греческого города Патрас, помогал создавать скрипачу Гидону Кремеру его ансамбль Kremeratа Baltica. А в начале этого года собрал новый Литовский Балтийский камерный оркестр, объединивший музыкантов Вильнюса, Санкт-Петербурга, Таллина и Риги. И никогда не оставлял нас, дирижируя в Москве большими симфоническими оркестрами – Федосеева, Темирканова, Плетнева, Горенштейна.Юбилейный концерт в Большом зале консерватории целиком отдали музыке Моцарта: Сондецкис – его признанный интерпретатор-ювелир. 29-ю симфонию исполняли «Виртуозы Москвы», игре которых Владимир Спиваков по-хозяйски внимал с шестого ряда партера. В 17-м концерте солировал пианист Денис Мацуев. Внешняя сторона исполнения у Дениса, как всегда, блистательна. Конечно, всякому дирижеру удобен солист надежный, как танк. Но отчего же время от времени веяло досадной скукой, особенно в каденциях, когда замолкал оркестр? Весь номер вышел какойто буржуазно-дежурный: и все вроде на месте, и приземистые мордастые дяденьки с фигуристыми девушками в ближнем партере кричат «браво», а музыка – тю-тю.Некоторые особо тактичные люди стали дарить букеты Мацуеву, невзирая на стоящего рядом юбиляра. Закралась даже страшная мысль: неужели только на Мацуева пришли? Положение спас Владимир Минин, руководитель знаменитого Камерного хора, а потом и Спиваков – преподнесли цветы Сондецкису.Часто ли музыканты такого ранга публично одаривают друг друга, протягивая свою икебану снизу, из партера, на высокую сцену?..Второе отделение подняло планку повыше: звучала Концертная симфония для скрипки и альта. Во-первых, всегда пикантно соединение оркестров двух давно пикирующихся персон: спиваковских «Виртуозов Москвы» и башметовских «Солистов Москвы». Но ради Сондецкиса возможно и такое.Правда, сводный состав получился густоват для изящного дуэта альтиста Юрия Башмета со скрипачом Виктором Третьяковым. Но Концертная симфония Моцарта – это, можно сказать, их коронный номер. Иногда уже и не знаешь, всерьез они ее играют или шутя. Вот уж и жизнь прошла – у обоих очки на носу, – а музыка все та же. Сондецкис, дирижировавший без подиума, стоял на сцене вровень с солистами и иногда, подавая импульс, оборачивался – и тогда всем было видно, как счастливо патриарх сияет от сотрудничества, которому не должно быть конца.

amp-next-page separator