Европарламент и призраки

Общество

В Москве на Страстном бульваре скоро, то есть через два года, откроется Европейский культурный центр (ЕКЦ). Планы главного его учредителя, Московской продюсерской компании «Мир — театр», огромны: подземный кинозал на пятьсот мест, театральные мастерские, художественные студии, офисы, две гостиницы — для артистов и гостей Центра. И главное — резиденция Европарламента, поскольку именно он приложил ручку к созданию Европейского культурного центра. Московский ЕКЦ — не какой-нибудь там «пилотный выпуск программы», а предприятие вполне зрелое: по всему пространству от Бреста до Лиссабона таких Центров уже больше десяти. Организует их некая ENCC («Сеть европейских культурных центров»).Естественно, Европарламент занялся российской культурой не по доброте душевной, а только волею пославших его народов. Воля такова: не допущать Америку в Европу. Уж если в плане экономическом объединенная Европа сумела достичь желанного паритета с янки, то неужели на культурной ниве нельзя догнать и перегнать? Оказывается, можно. С помощью культурных центров.У нас идею поддержали — но не государственные мужи, а «частники». Фирма «Мир — театр», которая в 1996 году занялась организацией Европейского культурного центра, театралам известна давно. Устраивала с Гедиминасом Тарандой в начале девяностых «Европейский театральный тракт».Будущий глава «Мира...» Азат Рафиков долгое время работал с организацией «Товарищество режиссеров», ставил спектакли в провинции.Потом, по его собственным словам, ему стало тесно в режиссуре, и он начал создавать в России то, чего здесь после 1917 года не было — институт продюсерства. Его Московская продюсерская компания «Мир — театр» — фирма вполне «оперившаяся».Пару лет назад Рафиков пришел к идее синкретизма в искусстве. Он решил, что настала пора соединить под одними сводами литературу, живопись, театр и все-все-все в искусстве — просто для того, чтобы это искусство не умерло окончательно.Пришедший в ЕКЦ любитель спектаклей просто обречен полюбить и качественное кино, которое будет крутиться рядышком. Обречен пообедать в ресторане и таким образом проспонсировать очередную художественную выставку. В общем-то, ЕКЦ — это храм сразу нескольких муз.Проекты в нем будут представлять по большей части международные, качественные. Привезут к нам, например, спектакль Ла Скала. Или сокровища Лувра — чем черт не шутит.Тут в Центр народ и повалит.Мы, считает Рафиков, учитывая все наши богатые культурные традиции, должны воспользоваться достижениями страны без оных. Поскольку последняя, ведя мудрую культурную политику, умудрилась стать одной из самых продвинутых стран в Европе в культурном отношении. И нас с помощью ЕКЦ ждет то же самое. В общем, светлое будущее.— он есть в каждом доме, как говорят англичане. У ЕКЦ их несколько. Главное — под Центр отдали еще «живой» заселенный дом. Вместе с прилегающими территориями — старенькими гнилыми сарайчиками, в которых жители хранят свое барахло.Точнее, сначала только сарайчики «Мир — театр» и арендовал, предполагая открыть там небольшой офис.Против федоровской щедрости выступили жители дома №12, которым никто о печальной судьбе их дома не рассказал. Только недавно узнали они, что дом их аварийный и будет расселен в ближайшее время. А на месте коммунальных квартир будет построен очаг культуры.Мы — призраки! В постановлении этом сказано: «Провести в установленном законом порядке отселение жителей (44 семьи, 94 человека), вывод пользователей из нежилых помещений (арендаторов и собственников) из строений 1 и 2 на приобретаемую за счет собственных средств площадь». И только после этого оформляется «договор долгосрочной аренды земли под строениями 1 и 2 с заказчиком-инвестором сроком на 49 лет». Интересно.Получается, что никакой аренды пока у «Мир — театра» нет? К тому же без согласия жильцов каких-либо действий с их домом производиться не может — тем более выселения. В том, естественно, случае, когда дом не признан аварийным.Однако аварийным дом на Страстном пока еще не признали, хотя износ здания уже давно составляет 76 процентов. А иначе стоило бы соблюдать распоряжение премьера правительства Москвы от 1 апреля 1999 г. №276-РП «Об утверждении Порядка определения аварийности жилых помещений (домов) в г. Москве», по которому в аварийных домах «частичные осмотры несущих конструкций, имеющих деформации, должны осуществляться не реже одного раза в неделю».Никаких осмотров в доме №12 не проводится.У властей — своя версия происходящего. Начальник управления координации работ префектуры Центрального административного округа Вера Коротаева считает: — Конфликт с жителями — он возникает везде, где начинается строительство. Выходят из положения только одним способом: просто удовлетворяют потребности жителей.Если дом не аварийный, инвестор покупает жильцам квартиры. В противном случае он выселяется — даже принудительно. Поскольку здесь такого нет, то все конфликты будут разрешаться полюбовно. Хотя дом, конечно же, ветхий, его надо отселять.Естественно, если в одной отдельно взятой квартире человек сделал ремонт, ему не хочется оттуда выезжать. Но мы будем подыскивать только те варианты, которые устроят жителей. Во всяком случае, все их пожелания будут учитываться.— это Московский городской военкомат, который располагается в строении 12-а по Страстному. Поскольку к культуре он не относится, то и заниматься им приходится без «Мира...», который, правда, уже нашел надежного кредитора в Европе.Это швейцарская компания «Люккеэкспорт-кредит». Первый транш — 40 миллионов долларов.Военкоматами мирные люди не интересуются.— «независимость» нового ЕКЦ. У нас порядок вещей определен раз и навсегда: без высокого покровительства ничто не работает. Посему АОЗТ «Мир — театр» в конце 1991 года зарегистрировали под эгидой Министерства культуры, главой которого тогда был Юрий Соломин. Но вот незадача: Соломин 05.12.91, когда фирма официально зарегистрировалась, министром уже несколько дней не был. Но все равно «Мир — театр» использовал печати с надписью: «Министерство культуры». Что с юридической точки зрения неправильно, ибо на балансе Министерства культуры «Мир — театр» не находится. Как нам объяснили в правовом отделе Министерства культуры, подобная ситуация возникает часто, даже если Минкульт — один из учредителей той или иной фирмы. Соломин же и теперь поддерживает «Мир — театр». Малый театр стал и одним из учредителей Европейского культурного центра.— Как вы относитесь к тому, что в России Европейским культурным центром занимается негосударственная организация — «Мир — театр»? — спросили мы у .[i]— Видите ли, какая вещь... Сразу понимаю, что в вашем вопросе содержится некоторое сомнение. Поэтому я скажу так. Рафикова я знаю лет десять. Он приходил еще ко мне в министерство с группой молодых режиссеров, многие из которых стали уже главными режиссерами в провинциальных и московских театрах.Не в моих правилах отказывать людям, если могу помочь. Мы помогали Рафикову, по-моему, дважды, он привозил сюда осетинский театр — то есть мы наглядно видели всю его деятельность, и мы предоставили тогда возможность коллективу развить Европейский театральный тракт. Я знал, что идея ЕКЦ давно носилась в воздухе. И, честно говоря, не очень верил в осуществимость проекта, но всегда говорил: все, что от меня требуется, — пожалуйста. И вдруг появилась конкретная реальность. Я-то думал, что Рафиков рассказывает мне сказки, но оказалось, что и мэрия ему помогла, и дом дали.И поэтому, когда он попросил, чтобы Малый театр помог в этом деле, я сказал: хорошо, я буду одним из учредителей. Почему нет? Тем более что это культура, а не какой-то бизнес. Но, конечно, без бизнеса теперь не обойдешься, и какой-то процент его будет присутствовать. Наверное, теперь уже нельзя обойтись без ЕКЦ — хотя, наверное, можно, жили же мы без него.[/i]Однако слово «культура» у постсоветских людей никак не ассоциируется с понятиями «гостиница», «ресторан», «офис», которые планируются в ЕКЦ.— [i]У нас в гараже, который в первую очередь арендовал Рафиков, находится автосервис. Мы не хотим, чтобы на месте нашего дома были резиденция Европарламента и отель.Если бы тут действительно планировалась культура! Если бы перед нами был честный прозрачный человек, то этот вопрос разрешился бы уже давно. А сейчас все делается как-то ползуче, втихаря, и это просто ужасно.[/i]Да, конечно, не получается у нас просто построить дом и отдать его культурным людям. «Это ничем не окупится», — говорила в фильме «Как украсть миллион» Одри Хэпберн. Так что в русском проекте ЕКЦ изначально закладывается возможность самостоятельно зарабатывать деньги — как раз гостиницами, офисами и прочим добром.Но очень уж значительная «окупаемость» пугает жильцов дома № 12, которые скоро покинут насиженные места во имя великой российской и мировой культуры.

amp-next-page separator