Превратности формата
На прошлой неделе прошли заседания двух анимационных клубов и показы современной отечественной анимации в ЦДП. Вчера во ВГИКе началась международная конференция «Анимация как феномен культуры», а завтра в Петербурге пройдет фестиваль анимационных искусств «Мультивидение».Большинство из этих событий – локального масштаба. «Клубы», например, собирают от силы несколько десятков человек. А жаль: есть на что посмотреть. «Аниматор», организованный студией «Анимафильм» при РОФ «Московский детский фонд», – мероприятие милое и расслабленное. На нем выступают наши самые прославленные режиссеры, и старые добрые мультфильмы перемежаются чайными паузами. Ежемесячный Клуб аниматоров России в Доме кино, напротив, рассчитан на продвинутых пользователей: на нем рассказывают о новостях индустрии и крутят изысканные короткометражки (новые и старые, наши и зарубежные). На этот раз главным событием стала премьера «Жихарки» – очередного фильма «Горы самоцветов» (сериал студии «Пилот» по сказкам народов России).Свою историю про то, как лиса пытается похитить маленькую девочку, режиссер Олег Ужинов делал долго, так что его тщательность успела стать притчей во языцех, а фильм в узком кругу получил статус долгожданного. Результат не разочаровал: «Жихарка» – чуть не лучший мультфильм сериала. Особенно хороша заглавная героиня – смешная голубоглазая Жихарка, которая, что твой Вождь краснокожих, своими беспечными играми доводит похитительницу лису до кондрашки. Сказка получилась настолько трогательной, живой и непосредственной, что эффект этот невозможно объяснить ни забавностью сюжетных перипетий, ни умилительной простотой рисунка, ни славной писклявостью Жихаркиного детского голоска. Секрет, похоже, в удивительном таланте Ужинова. Легкое дыхание в его фильмах – результат безумного трудоголизма и дотошного внимания к деталям.На выходных «Жихарку» показали и для широкого зрителя – на фестивале «Наша анимация» в ЦДП, вместе с еще двумя новинками от студии «Пилот»: «Мальчик-с-пальчик» Михаила Алдашина и Игоря Волчека и «Сердце зверя» Андрея Соколова. Последний – главный из сериала претендент на приз зрительских симпатий среди подростков. Они лучше взрослых сумеют оценить и великолепные спецэффекты, и динамичность, и мощный саундтрек. Кстати, клиповый монтаж Соколов использовал не только из эстетических соображений: сюжет про охотника, проведшего ночь в медвежьей берлоге и превратившегося в зверя, легко растягивается на полный метр. Так что пришлось ужиматься.Организаторам «Нашей анимации» удалось устроить в Центральном доме предпринимателя целый ряд любопытных премьер. Например, показали аж двадцать музыкальных мультфильмов из проекта Елизаветы Скворцовой «Колыбельные мира». До этого на зрителя выставлялись только пять: по русской, украинской, чукотской, еврейской и африканской колыбельным. Среди новопоказанных – смешная французская песенка про разноцветных курочек, несущих яички в самых неподходящих местах; бурная и зажигательная мелодия испанских цыган, оформленная в кричащих тонах (видать, цыганские дети спят только под шумелки); шведская колыбельная про смешного маленького тролля; немецкие напевы в исполнении Марлен Дитрих и еще много всякого. Эти анимированные мелодии, похоже, скоро станут общедоступными: по словам продюсера проекта Арсена Готлиба, переговоры с ТВ-каналами ведутся вовсю.А вот у других участников фестиваля шансов на ТВ-показы маловато. Скорее всего, «Признание в любви» Дмитрия Геллера, «Буатель» Алексея Демина, «Туннелирование» Ивана Максимова и даже «Шерлок Холмс» Александра Бубнова широкий зритель не увидит. Ну что поделать, если аниматоры делают неформатное кино? Спрос на фильмы, конечно, есть – и полные залы на сеансах в ЦДП лишний раз это подтвердили. Да только формат в данном случае важнее спроса. Например, ТВ согласно брать только мультфильмы определенного метража и желательно многосерийные. О широких экранах даже говорить нечего: ну кто, скажите, будет собирать сеансы из короткометражек да еще заниматься раскруткой неизвестных режиссеров? Впрочем, не хочется напрочь отказываться от иллюзии, будто спрос рождает предложение. Может, просто спрашивать как-нибудь активнее надо? И тогда клуб за клубом, фестиваль за фестивалем, DVD за DVD – будет возникать возможность проката для нашей анимации.