«Я буду его любить»

Общество

В зале для занятий на доске висит фотография маленькой симпатичной девочки Кати. Несколько недель назад малышку удочерила семья музыкантов, но вернула обратно.– Объяснили они это так: мы попытались убедить девочку, что зайчика надо рисовать серым, а не белым фломастером, а она устроила истерику. Ненормальный какой-то ребенок! – рассказывает Галина Сергеевна Красницкая, консультант школы приемных родителей.Ребенок? А может, сами взрослые люди оказались не готовы к своему «приемному родительству»? И можно ли вообще научить человека быть мамой и папой, и как теперь сложится судьба маленькой Кати, которую вернули в детский дом, и как объяснить людям, что ребенок – это, извините, не щенок и не котенок, которых можно вот так, бездумно взять, а потом, если не понравится, вышвырнуть снова за дверь… Да и котят-то нельзя! А уж про детей и говорить нечего. В смысле, наоборот: именно говорить, объяснять, приводить примеры, втолковывать, учить. И наука эта, может быть, самая, важная и самая трудная из всех наук.Галина Сергеевна ведет очередное занятие, в классе семь человек: одна молодая супружеская пара, четыре женщины и один мужчина.– А вот теперь ответьте мне на такой вопрос: как вы будете выбирать себе ребенка? – задает вопрос Галина Сергеевна.– Мне кажется, – отвечает ухоженная молодая женщина, – надо, чтобы при взгляде на ребенка что-то «екнуло» в душе.– Это совершенно не обязательно! – парирует дама постарше, похожая на учительницу начальных классов. – Ребенка нужно выбирать рассудком.– По-разному бывает, – комментирует Галина Сергеевна. – Одна слушательница нашей школы очень хотела удочерить девочку до года, но когда они с мужем приехали в детский дом, то увидели девятилетнего мальчика и без долгих раздумий взяли его. Кстати, опыт показывает, что большинство приемных родителей хотят удочерить маленькую девочку с ангельской внешностью и… здоровую. Немногие готовы взять на усыновление ребенка-инвалида. Однако нередко с этим идеальным представлением о ребенке приходится расставаться, столкнувшись с реальностью. Вообще вы сразу имейте в виду, что абсолютно здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет.На этих словах некоторые «ученики» расстроенно вздыхают.– А я хотел бы мальчика усыновить лет десяти, – признается мой сосед, молодой мужчина в очках, одетый неприметно и скромно.– Жена согласна с таким выбором?– У меня нет жены и детей своих нет. А мне уже 36 лет. Хочется о ком-то заботиться.– Теперь надо выполнить такое задание, – предлагает Галина Сергеевна, – нарисуйте, пожалуйста, план своей квартиры и определитесь, куда вы разместите ребенка, где будут лежать его вещи, стоять кроватка, стульчик, столик? Большинство потенциальных приемных родителей рисуют однокомнатную квартиру, причем некоторые делят ее вместе с пожилыми родителями.– Очень важно представлять себе четко, какое место будет занимать ребенок в вашем доме и в вашей жизни, – комментирует Галина Сергеевна.По окончании очередного урока в школе приемных родителей я подхожу к молодой паре, чтобы задать им несколько вопросов. Ребята сначала отказываются отвечать: «Это наше личное дело!» Но потом все же рассказывают, что решили стать приемными родителями, потому что «завести» своих пока не получается.– Мы уже прошли медицинское обследование, и вроде бы со здоровьем все в порядке, но... В общем решили, что возьмем ребенка из детского дома, не оставляя надежды родить своих, – рассказывает Олег.– И мальчика, и девочку, может быть, двоих возьмем, брата и сестру, – отвечает Алина.– Полюблю. Я это точно знаю, мы с мужем так хотим детей, что уже сил больше нет! Без них у нас семья неполноценная какая-то.– Только чтобы он был относительно здоров. То есть чтобы мы смогли его вылечить. Мы четко понимаем, что вырастить ребенка-инвалида нам не по силам.Галина Сергеевна работает в школе приемных родителей уже пять лет, с момента ее основания. О проблемах приемных родителей она знает по собственному опыту: Галина Сергеевна сама усыновленный ребенок в семье и несколько лет назад стала опекуном восьмилетней девочки.– Очень важно, чтобы с потенциальными усыновителями обменивались опытом профессионалы. Люди должны осознавать, способны ли они принять в семью ребенка из детского дома, до того, как они это сделают.Дети из сиротских домов особенные, у них своеобразное поведение, нередко адаптация в семье у таких детей проходит очень сложно. Есть закономерность: первое время после того, как ребенок начинает жить в приемной семье, все прекрасно. Но спустя некоторое время начинается регресс. Ребенок может агрессивно себя вести, ругаться матом, воровать. Но с этими трудностями можно справиться. Главное, быть подготовленным, информированным.Но, к сожалению, вместо профессиональной информации у родителей в сознании много страхов, иллюзий и мифов об усыновлении.– Самый распространенный: если у ребенка плохая генетика, он никогда не станет нормальным человеком. Это не так! Очень многое зависит от воспитания и отношения к приемному ребенку.– Да, это не просто, но и в этом мы помогаем. Несколько лекций у нас посвящено тому, как общаться с органами опеки и чиновниками.– Мы стараемся их отговорить. Некоторым, прежде чем усыновить ребенка, нужно решить проблемы с жильем, денежные вопросы. Бывает, что приходят женщины, которые сами не знают, что им надо – то ли мужа, то ли ребенка? Неустроенные, наполненные сомнениями.– Сыновья у меня уже взрослые, а мне всегда очень хотелось девочку. Ну и поднять на ноги еще одну сироту.– Приятная девочка. Но сыграло роль то, что она на меня чем-то похожа, мы с ней даже родились почти в один день.– На людях тетей Галей, а наедине мамой. Это сложный вопрос. Я ей сразу сказала: можешь меня называть тетей Галей, бабушкой, Галиной Сергеевной, но не мамой. Мама у тебя есть. Но она через некоторое время сама начала меня мамой называть. Чтобы приемный ребенок стал называть тебя мамой – это надо заслужить.

amp-next-page separator