Язык до депутата доведет
Как правило, подавляющее большинство такого рода обращений находится в компетенции исполнительной власти города или коммунальных служб. Но люди верят: обращение к ним через депутата должно ускорить процесс рассмотрения. Депутат поможет. В настоящее время Мосгордума обсуждает законопроект «О порядке рассмотрения обращений граждан». Как только он будет принят, уверенность людей в депутатской поддержке получит законодательное подкрепление.Статистика такова: более 10 тысяч писем пришло в прошлом году в адрес депутатов от москвичей. 99% обращений имеют личный характер: кто жалуется на протекающие трубы, кто – на неизвестных вандалов, испортивших лифт, кто – на перекопанную детскую площадку.Это, конечно, говорит о доверии к городской законодательной власти, но никак не о качественной, оперативной работе тех служб, которые как раз и созданы для решения этих вопросов. Потому и не хватает порой времени депутату разгрести все письма его избирателей и быстро скоординировать решение поставленных вопросов.А ведь право граждан на такого рода обращения к законодателям зафиксировано сразу в двух нормативных документах – Законе города Москвы «Об обращениях граждан» от 1997 года и указе Президиума Верховного Совета СССР, изданном еще в 1980-х гг. К таким гражданам столичные законодатели причислили всех жителей Москвы и Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, законно находящихся на территории города. И вот все эти люди вправе обращаться в органы государственной власти города, в органы местного самоуправления, к ответственным должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, к руководителям предприятий, учреждений и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение их насущных проблем. Должны быть непременно приняты к рассмотрению любые обращения жителей, в том числе и устные, а также поступившие из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других СМИ, по телефону и, конечно же, через депутатов. Они лучше других разберутся, кто ответствен за решение поставленного вопроса.До прошлого года указ и московский закон работали параллельно. При этом городское законодательство расширяло круг «подотчетных» ведомств – помимо органов государственной власти, в нем указаны многие коммерческие и общественные организации. В мае 2006 г.Госдума приняла Федеральный закон № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приведя его в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Но «родовой изъян» закона в виде ограниченного круга органов, куда гражданин может обращаться, пока остался.В новой московской редакции расширенный список сохранен: куда бы житель ни обратился – в жилищные органы или в МГТС, организация обязана дать исчерпывающий ответ в течение 30 дней. То, что срок довольно велик, может показаться лишь на первый взгляд: ведь чтобы дать ответ по каждому случаю, необходимо провести сбор и проверку информации в архивах либо у заявителя, на что и уходит большая часть времени. И, самое главное, искоренить причину жалобы – решить проблему. При этом для жалоб военнослужащих и членов их семей установлены сокращенные сроки – до 15 дней. Если в базовые сроки ведомству уложиться не удастся, москвичу должны отправить ответ с четко обозначенными причинами «просрочки» и указать новый, конкретный и оперативный, срок. А вот действующие законы РФ, увы, не устанавливают ни сроков ответа, ни ответственности за его игнорирование.Выделена в московском законодательстве и категория обращений, не подлежащих рассмотрению. Это анонимные заявления (без указания фамилии отправителя, адреса и личной подписи), а также те, что содержат выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц. Без ответа останутся и неоднократные письма с одинаковым содержанием, направленные в один и тот же орган, – если на них уже давался ответ. Это заслон против тех, кто хочет добиться своего по принципу «капля камень точит».Однако жизненные реалии меняются, да и 10 лет – солидный срок для документа такого рода. За это время успели обновиться Устав города, Закон «О законодательных актах города Москвы», Регламент Московской городской думы. К тому же действующий в настоящее время Закон «Об обращениях граждан» содержит ссылки на ряд норм правовых актов города, утративших силу. В нем также ничего не сказано о порядке рассмотрения обращений к государственным органам, не являющимся органами власти (в частности, к Контрольно-счетной палате Москвы и к Московской городской избирательной комиссии).Именно исходя из всего этого мэр Москвы Юрий Лужков направил на рассмотрение в Мосгордуму проект нового Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан». По замыслу его авторов, этот документ поможет установить в Москве единый порядок прохождения по инстанциям всех видов обращений, сроков их рассмотрения и ответов гражданам. Принятие закона позволит урегулировать порядок рассмотрения обращений граждан не только на уровне органов государственной власти города, но и непосредственно по месту их жительства – в округах и районах.[b]КОММЕНТАРИЙ ДЕПУТАТААлександр КРУТОВ, председатель Комиссии Мосгордумы по регламенту, правилам и процедурам:– Можно ли говорить о том, что с принятием нового закона депутаты вздохнут спокойнее, разгрузятся?[/b]– В последнее время число обращений к нам в некотором смысле стабилизировалось. Ведь мы не конечная инстанция, и в вопросах, находящихся не в нашей компетенции, служим лишь посредниками – между исполнительной властью и гражданами. Но так уж у нас принято: люди считают, что если написать депутату, то проблема решится быстрее. Вот мы и стараемся, по мере возможностей, их не разочаровывать.– Новое в федеральном законе – в принятие к рассмотрению обращений, поступающих по электронной почте. В московском аналоге такого нет. Я лично рассматриваю подобные письма в качестве анонимных (ведь обратный адрес и фамилия в электронном письме ни о чем не говорят) и обычно прошу переслать мне то же самое обычной почтой – чтобы жалобу можно было зарегистрировать и внести в базу данных.Вот когда заработает принятый еще пять лет назад Закон «Об электронно-цифровой подписи», тогда мы и сможем придать «полноценный» статус электронным обращениям. Есть и другие, несущественные в общем, отличия: в терминологии, в порядке рассмотрения.– Она уже есть – дисциплинарная и административная. Последняя действует в отношении органов государственной власти и Мосгордумы. Имеется также и идея привлекать к ответственности негосударственные структуры, раз уж они фигурируют в списке потенциальных «ответчиков», но вопрос этот – довольно деликатный.Андрей МЕТЕЛЬСКИЙ, руководитель фракции «Единая Россия» в МГД:[/b]