Табор приходит в лето
[b]Коричневые босые ноги ступают по холодному асфальту, по плевкам и окуркам. Пожилая цыганка, пряча руки в рукавах короткого подобия дубленки, пристально вглядывается в лица прохожих. Поймав мой взгляд, тут же начинает привычное: «Молодой, красивый, дай погадаю, всю правду скажу»… Значит, в Москву пришла весна.Что мы о них знаем[/b]Скажите мне, что мы вообще знаем о цыганах? Если опустить псевдореалистические фильмы про Будулая и табор, который «уходит в небо», – ничего. Цыгане – мелкие воришки и обманщики. Да, еще они гадают, неплохо поют, но приставучи.Я не буду утверждать, что эти мнения ошибочны. Просто потому, что стереотипы не могут быть ошибкой – на то они и стереотипы.…До сих пор ученые не знают точных цыганских корней. Известно, что их язык образовался много веков назад на основе индийских диалектов. Который в последующем «ассимилировался» с языком тех стран, по которым цыгане кочевали.Есть гипотеза, что працыгане были частью челяди индийских раджей – целым сословием, которое развлекало владык песнями, плясками, выступлением с дикими животными. Во время частых междоусобных войн танцоры и музыканты вместе со своими семьями становились порой добычей победителя и услаждали уже новых господ. Возможно, именно в этом первопричина кочевой жизни будущих цыган.Из Индии цыгане ушли примерно в Х веке, опять же неизвестно, почему. Естественно, не все, только часть племен. Они прошли Иран, Сирию и Египет, Грецию и Малую Азию, пока, наконец, веке в пятнадцатом не попали в Европу. Долгое время – до падения Константинополя – они оседло жили в Византии, занимаясь привычными им ремеслами – главным образом кузнечным делом, а также песнями и плясками, дрессировкой змей и медведей и, естественно, гаданием.Первое время цыгане в Европе вполне мирно уживались с соседями. До тех пор, пока кризис Средневековья не породил охоту на ведьм. Обнищавшим европейцам цыгане стали как бельмо на глазу: ни с кем не воюют, домов не имеют, а живут весело. Все это привело к такой травле цыган, по сравнению с которой гитлеровский геноцид может показаться невинной потасовкой. Антицыганские законы были приняты в Румынии, Англии, Германии, Франции, Дании, Швеции и других странах. В Испании цыган обязали в 60дневный срок покинуть страну, задержавшихся ожидала смертная казнь! А Фридрих-Вильгельм Прусский в начале XVIII века приказал предать смерти всех цыган старше 18 лет…Были, правда, и другие попытки решить «цыганский вопрос». В 1761 году венгерская императрица издала указ, в котором цыгане признавались равными гражданами страны. Но указ был жестким: цыгане должны были на протяжении всего одного поколения полностью ассимилироваться с венграми. Но попытка эта не удалась тогда, не удается она и сегодня, кто бы ее ни предпринимал.Если вы считаете, что цыган – он везде цыган, то вы ошибаетесь. По всему миру можно насчитать 50 – а некоторые называют и 70 – цыганских народностей. Из них двадцать живут на территории современной России. А вообще наиболее крупные цыганские народности можно «определить» следующим образом.Кале – испанские цыгане, подарившие миру фламенко. Синти – немецкие цыгане. Перебравшись от погромов и казней из Германии и Швеции в Россию, они со временем образовали русска рома – русских цыган. Кэлдэрари – румынские цыгане, самые мобильные и по сей день. А их костюм до сих пор является эталоном цыганской одежды. Ловари – австро-венгерские цыгане, наиболее зажиточные среди собратьев. Ведь даже их имя произошло от «ловэ» – деньги. Есть еще и сэрви – украинские цыгане. Особо нужно выделить люли. Это та часть цыганских племен, которые не стали участвовать в Великом цыганском походе, осев в Средней Азии. Современные этнологи называют их даже не цыганами, а «цыганообразной группой» – люли настолько ассимилировались с узбеками и таджиками, что забыли свой родной язык. Но зато сохранили особенности цыганского быта и культуры.Если же говорить о русска рома, то и среди них племен – множество. Об их происхождении говорят имена племен: крымы, лотвы, влахи, «мадьяры» или «мадьяру цыганок». И будет ошибкой, и очень большой ошибкой, считать, что цыгане – обычные бродяги, не признающие границ. Хороша была бы картинка: табор на кибитках пересекает «колючку» и контрольно-следовую полосу под обалдевшими взглядами пограничников…Кочевали цыгане только у себя в стране, в округе размером в 300–500 квадратных километров. Зимой становились на постой в крестьянские хозяйства – снимали угол дома или строили времянку.Под крышей ставили кузницу. Цыгане – настолько искусные работники по железу, что в Албании и на Балканах слова «цыган» и «кузнец» были тождественны. Там и сейчас говорят: «Пошел в цыганы наниматься». Делали цыгане не только подковы и другие железные товары, но и сита (решета), метлы, корзины. По весне, чуть сходил снег, табор уходил, но не кочевать, а торговать. Нередки были и оседлые поселения, где мужчины чаще всего нанимались в котельщики или на кирпичные заводы.Кроме того, цыгане – прирожденные торговцы, частным предпринимательством они занимались всегда. Естественно, «продавали» они и свои песни-танцы, и номера с дрессированными медведями. Между прочим, цыгане ранее – в середине 40-х годов, – нежели маститые дрессировщики, обучили медведей кататься на велосипедах. Из прочих традиционных занятий цыган – гадание и попрошайничество. Но не нужно принимать эти «профессии» в штыки. Начнем с попрошайничества.Цыгане вышли из кастовой культуры Индии, где подаяние считалось благом, а отказ от принятия подаяния – ущербом для кармы. Тем более что цыгане довольствовались тем, что подадут. Гадание – тех же корней. Но оно за века гонений обогатилось ценнейшими психологическими познаниями. Сегодня девочка-цыганка учится гадать, едва научившись говорить, а с семи лет ходит с матерью «на работу».Цыганки всегда уверены в себе. Они вряд ли изучали научные методы, но знают лучше любого профессора, что обычный человек с трудом контролирует себя, если контакт с ним несет реакции неожиданности, внезапности, испуга, непреодолимой симпатии, сопереживания и так далее.Как хорошие психологи цыгане умеют находить подход к людям. Ведь стоит только взглянуть на человека, на выражение лица, чтобы точно определить его настроение. Ну а дальше дело техники...Отдельно в этом перечне стоит конокрадство…Для цыгана лошадь – предмет обожания, во имя нее можно пойти на хитрость, даже на кражу. Мена лошадей – цыганская страсть, сегодня цыгане «переключились» на автомобили. Но, ругая цыган-конокрадов, крестьяне вели заболевших кобылок к ним же. И неграмотные цыгане врачевали скотину куда лучше дипломированных ветеринаров.А вот чего у цыган никогда не было – так это пьянства и убийств. Не только среди своих: убивший чужака – гажё – становился изгоем…В России цыган приняли вполне благосклонно, приписав к цыганскому сословию, но не запретив приписываться и к другим сословиям (кроме высших), так что цыган-купец в дореволюционной России не такое уж редкое явление. Цыган охотно брали и в армию: они принимали участие и в Отечественной войне 1812 года.Естественно, что, как только в России началось строительство справедливого социалистического общества, к процессу попытались подключить и цыган.1 октября 1926 года было принято постановление о содействии цыганам, желающим перейти на оседлый образ жизни. Им полагалось внеочередное наделение землей и выделение матпомощи в размере от 500 до 1000 рублей. К 1938 году было создано 52 цыганских колхоза, однако уже к 1942 году они, по сути, распались: цыгане остались верны своим традициям, не признававшим строгой отчетности. Точно так же недолго просуществовали цыганские артели «Цыгхимпром», «Цыгхимлабор» и «Цыгпищепром». Но зато в 1931 году был открыт театр «Ромэн».После войны, а особенно после смерти Сталина, цыгане превратились в весьма зажиточное сословие благодаря своим ремеслам. В стране, испытывавшей тотальный дефицит всего и вся, изделия цыганского промысла имели спрос. А в 1956 году вышло постановление об оседлости, и цыгане в СССР кочевать перестали. Они создавали свои села и школы. Мужчины шли работать на фабрики и заводы, работали кузнецами, чинили телеги. Женщины торговали по мелочи, вели огородное хозяйство, растили детей. А поскольку цыганские семьи очень большие, то и хозяйства цыганские, и их дома были немаленькими – на зависть кой-кому из местного населения.Конец благополучия наступил для цыган совершенно неожиданно в середине 80-х. Народившиеся как грибы после дождя кооперативы свели на нет всю цыганскую торговлю, предлагая такой же товар, но более качественный и по более низким ценам. И если Российская Федерация осталась относительно стабильным государством, то на окраинах развалившейся империи дела обстояли куда как хуже.На Украине и в Молдавии промышленные предприятия как нерентабельные закрывались одно за другим. Сотни цыган-мужчин оказались на улице. А ведь в цыганских семьях основной добытчик – не мужчина, а женщина. Именно на цыганок, на их плечи лег основной груз непростого цыганского быта. Плюс недовольство цыган-мужей, выросшее, увы, в побои… Так родились три цыганские беды – криминализация, наркоторговля, мошенничество.На неподзаконность цыган первыми обратили внимание те, кого сегодня зовут «оборотнями в погонах». Они предложили цыганам «крышу» в наркоторговле, и кое-кто поддался уговорам…Отдельно стоят цыганки-гадалки. Редкая женщина откажется от знания о своем будущем… А цыганка и выслушает, и посочувствует, и совет даст, и будущее расскажет в общих чертах, и всего-то за 200–300 рублей. Для примера: психоаналитик с дипломом психолога берет за сеанс столько же, но в долларах.Есть ли среди цыганок-гадалок мошенницы? Увы, есть. Как сказали «ВМ» в ГУВД Москвы, жертвами мошенниц, превративших гадание в доходный бизнес, в основном становятся женщины. Девушкам предлагают отвести порчу на любовь, женщинам постарше – на смерть мужа, болезнь детей. Здесь уже самая стойкая мать вздрогнет и прислушается к тому, что ей говорят.Чаще всего этим промышляют представительницы цыганской народности с Западной Украины – сегодня это беднейшая из цыганских вотчин. Чаще всего цыганки «работают» в местах максимального скопления людей – им нужен как можно более широкий круг клиентов. Естественно, большинство «клиентов» обходят их стороной, но они прекрасно знают: рано или поздно кто-то да клюнет. Пускай это будет один человек из сотни, но этого вполне достаточно.– С наступлением весны подобного рода мошенницы, безусловно, активизируют свою деятельность, – рассказала «Вечерке» Елена Перфилова, пресс-секретарь УВД ЦАО. – «Работают» эти аферистки на вокзалах, около метро и крупных торговых центров – промышляют и воровством, и псведогаданием, и банальным попрошайничеством. Мы, безусловно, стараемся держать под контролем этот пласт миграции, применяя к таким «гостям» весь спектр административно-правовых актов, но справиться с ними раз и навсегда непросто. Несколько особняком от уличных гадалок стоят воровки на доверии, говорит Елена Перфилова. Как правило, они выбирают квартиры одиноких пенсионеров и проникают в жилища под различными предлогами: воды попить, позвонить и т.д. Самой удачной ролью на протяжении последних пяти-семи лет остается «сотрудница собеса». Мы постоянно предупреждаем пожилых людей, что нельзя открывать дверь нежданным гостям! Кем бы они ни представлялись! Но, к сожалению, старики очень доверчивы, чем мошенницы активно пользуются.Буквально на днях в ОВД «Таганский» обратилась 78-летняя москвичка, которой нанесла визит «медсестра». Уходя, «медработник» прихватила с собой 30 тысяч рублей, припасенных в письменном столе.Другая пенсионерка лишилась 20 тысяч рублей, лежавших в шкафу. Деньги похитили две «соцработницы», которые принесли продуктовый заказ.Но и тут есть свои «но». Иной раз пострадавшие пенсионерки говорят о «южанках», имея в виду украинок или молдаванок, даже фотороботы создаются типичные: современные европейские прически, цивильная одежда. Но в милицейских протоколах почему-то фигурируют цыганки. Может быть, потому, что их задержать практически невозможно?..Возможно, наступит время, когда цыганские нашествия прекратятся сами собой. Цыгане просто исчезнут, сольются с теми, с кем живут бок о бок. Какая-то часть из них уже приняла христианство, другие – мусульманство, причем очень давно. Российские цыгане – православные, самая твердая клятва у них – на иконе.Тем не менее этот древний народ изо всех сил, хотя и стихийно, противится ассимиляции, стремится сохранить свою традиционную культуру. Лишь один пример: сегодня цыганские дети учатся в школе до 4–5го класса. Потом родители забирают их из школы, объясняют: мол, жениться им пора. Может, и пора, хотя на самом деле цыганят сватают еще во младенчестве, а женятся они лет в 16–17.Истинная причина в другом. Цыгане, получившие образование – полное среднее, среднее специальное, высшее, – уходят от своего народа, начинают жить в новой культуре. Таких цыган сегодня уже немало.…Скоро лето. Время цыганских таборов. Сегодня цыгане поневоле разделили судьбы тех, кто приезжает из беднейших республик бывшего СССР на заработки в богатую и сытную Москву. Их не любят и боятся, на них больше ярлыков, чем на азербайджанцах, признанных поставщиках «дури», чем на грузинах-домушниках или чеченцах-рэкетирах.Они приезжают в Москву на свои заработки – иногда праведные, подчас – не очень. Они пристают к прохожим, а их дети хватают вас за рукав. Но так ли страшна протянутая к вам ладонь, господа? Рубль или два – удар по вашему кошельку? Цыгане – часть нас с вами, часть нашей сегодняшней жизни.И еще вопрос: кто больше доставляет хлопот милиции – трезвые и тихие цыгане или сильно пьющие и буйные русские отморозки?