«Железное» упрямство
Разумеется, паркуя машину у магазина «Автозапчасти», что на Севастопольском проспекте, владение 62, я и подумать не мог, чем это все кончится. А кончилось очень быстро. Не успел я еще и дверь открыть, как справа послышался характерный гулкий удар, и моя машина слегка качнулась. Повернув голову, я увидел уткнувшуюся в мою заднюю правую дверь белую «девяносто девятую». Дверь была помята и поцарапана, досталось и колесной арке. Начиналось время разборок…Из «девяносто девятой» вылез молодой парень и с ходу пошел в наступление:– Ты откуда тут взялся? Тебя ж не было, когда я садился в машину! Ты чего, со второго ряда сюда зарулил?Посмотрев на его старенькую «Ладу», я понял, почему пацан меня не заметил. Машина была тонирована настолько глухо, что, несмотря на солнечный пятничный вечер, насквозь не просматривалась вообще. Пришлось объяснить это виновнику микроаварии: мол, ситуация на дороге меняется ежесекундно, и отговорки типа «не заметил» и «вас тут не стояло» в ГИБДД не прокатят.– Ну, чего делать будем? – спросил он в свою очередь.– Чего-чего! Гаишников вызывать!Но ведь до ГИБДД-то еще дозвониться надо! Поэтому – естественно! – первые звонки были сделаны в наши страховые компании. Слава автогражданке! Без нее парень, управлявший машиной по рукописной доверенности, вряд ли со мной расплатился бы.Инструкции, полученные по телефону после того, как я обрисовал ситуацию, были просты. Набрать по мобильному «112», попросить вызвать группу разбора, а потом как можно скорее приехать в офис страховой компании.С момента звонка в службу экстренного вызова прошел час. На улице быстро темнело, ощутимо холодало, и мой собрат по несчастью – виновным человека только суд признает – начал ощутимо злиться и пытаться качать права. Неизвестно, во что бы переросли эти снова «вас тут не стояло», «эти царапины можно заполировать» и «у меня вот тоже на бампере царапина», если бы бело-голубая «десятка» с тремя буквами «ДПС» на крышке багажника не притормозила у наших к тому времени уже одиноких машин.Инспекторы ДПС тоже не сразу поняли, что случилось: им, видимо, не могло прийти в голову, что можно суметь врезаться на стоянке, имея минимум 80 сантиметров пространства слева. И они тоже считали поначалу, что владелец «Лады» врезался в меня, когда я проезжал мимо. Когда же картина прояснилась, и им и мне стало легче.Очень быстро был составлен план места аварии, для чего мне пришлось подержаться за край здоровенной рулетки. В процессе были написаны объяснения, как все произошло, и получены справки об аварии.В это время ко мне подошел один из инспекторов:– Слушай, «приятель» твой в несознанку идет! Говорит, что ни в чем не виноват, ничего не видел, что ты сам под него подсунулся.Под ложечкой засосало: я представил себе километровую очередь в группе разбора. Между тем инспектор продолжил:– Ну ты погоди расстраиваться, сейчас мы его уговорим – вина же явная! Так что, может быть, справки на месте получите.– А можно?! – не веря, переспросил я.– А почему нельзя? Мы же и есть группа разбора…Из дальнейшей беседы выяснилась интересная вещь, которая по-новому заставила меня посмотреть на все ужасы автогражданки, которыми нас пугают вот уже почти девять месяцев.Итак, кроме излишне высоких тарифов, основная претензия к ОСАГО одна: слишком длинные очереди в группах разбора. Сотни и тысячи мелких аварий, по каждой из которых сегодня вызывается наряд ДПС, требуют рассмотрения. Это практически парализовало работу отделов ДПС ГИБДД, а для многих водителей отодвинуло страховые выплаты в туманное будущее.Однако, как выяснилось, «разобраться» вполне можно на месте и уже часа через два после аварии разъехаться по своим страховым «конторам» с полным комплектом справок на руках! Для этого нужно сравнительно немного: чтобы один из участников ДТП признал себя виновным на месте.ДТП чаще всего происходит просто: кто-то нарушил – в него врезались. Или – он врезался, потому что нарушил. Конкретный пример: перестраивался, не пропустив попутный транспорт. Ясно, что будешь признан виновным: у двигающихся в попутном направлении прямо – приоритет.Еще пример: двое задели друг друга при перестроении. Для этих случаев есть такое понятие – «помеха справа». То есть виноват тот, кто не пропустил «правого» водителя. Продолжая примеры, можно сказать, что виновным будет признан тот, кто: отъезжал от обочины, выезжал со двора, пытался развернуться в неположенном месте.Во всех этих случаях виновность вполне можно определить с ходу, не прибегая к услугам кабинетных работников. Оставив на их долю спорный проезд через перекресток, когда оба настаивают, что двигались на зеленый, и прочие подобные ДТП, где и последствия серьезны, и повреждения.Однако коридоры отделов ГИБДД все равно заполняют те, у кого, как у меня, царапина на двери или вмятина на бампере. Так неужели они не понимают, что половина из них все равно будет признана виновной, но – после многих посещений душных коридоров, после часового ожидания в нервозной обстановке очередей в кабинеты, после суда, наконец! Это тем обиднее, что эти люди уже заплатили за свое участие в аварии, купив полис ОСАГО. Который позволит расплатиться по ущербу в размере пяти тысяч долларов только за «железо» – а столько стоит сегодня новая «пятерка». В большинстве же случаев сумма ущерба не превышает 30 тысяч рублей – в том случае, если надо рихтовать и красить сразу две-три детали.Так откуда же такое упрямство? Полагаю, что от нашей «совковости». Мы настолько привыкли к своему желанию не платить за содеянное ни при каком случае, что и сегодня придерживаемся той же линии, даже понимая, что платить будет страховая компания, причем даже после выплаты ваша страховка еще будет что-то стоить! Да, в том случае, если вас признают виновником аварии, стоимость полиса для вас возрастет примерно на треть. То есть столичный владелец «Жигулей» заплатит уже не 2900, а 3900 (столько, сколько платит сегодня владелец не очень мощной иномарки). Да, 1000 рублей – это дорого. Но их все равно придется заплатить, после того как вас признают-таки виновным в ДТП в группе разбора, и эту справку все равно придется везти в страховую компанию.Так какой смысл огород городить? Кстати, именно эти доводы привели инспекторы ДПС моему оппоненту, пока я гулял на свежем воздухе вокруг патрульной машины.– На, держи! – инспектор протянул мне протокол, на котором стояла резолюция: «В аварии невиновен».– А этот?– Сдался… Мы ему объяснили, что его ждет, так что он себя сам виновным признал. Тем более что, если глубже копать… Машина тонирована, доверенность рукописная, водительский стаж всего два года…Вот так и оказалось, что на следующий день я приехал в страховую компанию, уже имея на руках все документы, которые многие пытаются получить неделями. Теперь меня ждут оценка ущерба и очередь в покрасочный цех автосервиса.В очередь там, к сожалению, записывались только на май (). Но, не получи я справку сразу, вполне возможно, что записываться пришлось бы на сентябрь.