Высшая школа управленческих кадров

Общество

В 1974 году впервые в стране институтом была начата подготовка специалистов по организации управления производством, в связи с чем вуз получил новое название – Московский институт управления. В 1991 году институт повысил свой статус, став Государственной академией управления, а в 1998 году – Государственным университетом управления (ГУУ).С 25 апреля 2006 года ректором университета является доктор экономических наук, профессор Алексей Михайлович Лялин, который учился и уже более 30 лет работает в этом вузе. Алексей Михайлович – известный ученый, занимающийся научно-педагогической деятельностью в сфере актуальных проблем экономики, организации и управления. Сегодня ректор Государственного университета управления беседует с нашим корреспондентом.– Модное сейчас менеджмент-образование начиналось в России именно с нашего вуза. Первая кафедра и первый учебник по организации управления, первый набор и выпуск менеджеров состоялись здесь. Тогда еще задавались вопросом, как это можно готовить менеджеров из вчерашних школьников? Оказалось, можно. Сейчас в стране трудно отыскать вуз, который бы не осуществлял такую подготовку.Начало было положено в 1974 году на кафедре, которую организовала Олимпиада Васильевна Козлова, ректор нашего университета. И вот уже 32 года идет накопление всего того научного, методического, учебного потенциала, которым богат наш вуз. Это достояние мы не скрываем – оно реализуется по всей стране, поднимая уровень отечественного образования. ГУУ является головным вузом Учебно-методического объединения, которое включает более 500 высших учебных заведений России, готовящих управленческие кадры. Практически все вопросы, связанные с лицензированием (то есть открытием специальности), с рецензированием учебников, методических разработок, проходят через Учебно-методическое отделение нашего вуза. Сейчас мы обучаем около 10,5 тысячи студентов только на дневном отделении. Плюс вечернее и заочное отделения. Таким образом, в университете одновременно получают образование 15 тысяч студентов. В год мы принимаем на бюджетное финансирование 1100 человек – это самый высокий показатель среди экономических вузов. В состав университета входят 26 институтов и факультетов, объединяющих 85 кафедр, 22 центра дополнительного образования и консультационных услуг, научно-исследовательские подразделения. Ежегодно в вузе проходят переподготовку и повышают квалификацию свыше 1,5 тыс. специалистов и руководителей предприятий и организаций.Университет осуществляет подготовку специалистов и научных работников на уровне магистратуры, аспирантуры и докторантуры.Конечно же, мы готовимся и к процессу, который связан с переходом на многоуровневую систему обучения – к Болонскому процессу. И, видимо, с 2008 года мы будем готовить и бакалавров, и магистров, что составит общий блок первого высшего образования.Что же касается наших отношений с городскими, окружными структурами, то многие из них укомплектованы выпускниками ГУУ. Нашу кафедру государственного и муниципального управления возглавляет префект Юго-Восточного округа, профессор Владимир Борисович Зотов. Так что теория и практика здесь успешно дополняют друг друга.– Мы сейчас пытаемся, помимо основного блока дисциплин, предоставить студентам возможность изучения дополнительных предметов – тех, которые помогли бы им адаптироваться к будущей работе, ближе подойти к ее сути. В этом нам помогает студенческий Бизнес-парк «Уникум», который занимается разработкой различных коммерческих проектов. У нас есть право включать в приложение к диплому те дисциплины, которые рекомендованы Ученым советом и востребованы работодателем. В прошлом году по такой схеме подготовки мы уже выпустили 35 специалистов. Надеемся, что и в этом году, и далее эта тенденция будет развиваться.Чрезвычайно важно, чтобы выпускник получал знания, которые необходимы ему на рабочем месте. Более конкретно эта проблема может решаться в том числе и по заявкам работодателей. И заявок таких много. Вероятно, следующим шагом на этом пути, помимо индивидуального обучения и индивидуального трудоустройства, станет создание команд высококвалифицированных специалистов. То есть студенты, занимающиеся по различным специальностям, будут объединяться в команду и готовиться практически по всем функциональным направлениям менеджмента для какой-то определенной организации, компании. И у нас уже есть подобные заявки от будущих работодателей на подбор и подготовку соответствующих специалистов, в частности от фирмы «Разгуляй».Все, кто желает работать после окончания университета, как правило, трудоустраиваются и успешно реализуют полученные знания. Правда, наша женская половина студенчества иногда пытается решать еще и демографическую проблему в стране – в этом случае они уходят на домашнюю и воспитательную работу. Около 47% наших студентов уже на пятом курсе находят себе профессиональное применение.Мы активно сотрудничаем с работодателями. Наши выпускники довольно часто организуют собственные предприятия. Яркий пример – фирма «Эконика», которую создали бывшие студенты ГУУ и укомплектовали ее своими единомышленниками по альма-матер в составе 280 человек.Кроме того, в университете открыт «Клуб выпускников», содействующий профессиональному росту и социальной адаптации наших ребят, проявлению их предпринимательских способностей. Вот и получается такой кругооборот студентов ГУУ: оканчивая вуз, они становятся предпринимателями, а получая навыки практической работы, снова возвращаются к нам, чтобы повышать свою квалификацию на следующих ступеньках послевузовского образования.Что касается последнего, то здесь мы можем предложить интереснейшие программы MBA, MBI (мастер делового администрирования), которые являются элитными в управленческом образовании.– Безусловно, профессорско-преподавательский состав. Сейчас у нас работают около 1430 преподавателей: из них 260 – профессора, 700 – кандидаты наук, доценты. Довольно большая часть педагогов имеет не только солидный опыт, но и возраст. Мы стараемся активнее готовить молодых преподавателей – не менее 50 человек в год, – с учетом современных требований, создаем им условия для защиты кандидатских диссертаций. Новые поколения преподавателей смогут свободно общаться с любыми европейскими, западными высшими учебными заведениями. Они будут обладать теми знаниями и навыками, которые дадут им возможность реализовать принципы Болонской конвенции, принципы мобильности студентов и преподавателей. Если мы будем придерживаться этой линии, то и преподавательский потенциал будет наращиваться.Важным показателем потенциала является работа ученых советов по защите диссертаций. Сейчас у нас действуют 12 докторских советов и 4 кандидатских. Ежегодно защиту проходят 220 человек, из которых 30% – специалисты университета. Это также позволяет накапливать общий, российский опыт. Темы диссертаций вполне актуальны и охватывают сферы от чисто экономической теории до муниципального управления.В нашем университете работают академики РАН. Институт новой экономики возглавляет член-корреспондент РАН, депутат Государственной думы Сергей Юрьевич Глазьев, семью кафедрами этого института руководят академии РАН – Дмитрий Семенович Львов, Олег Тимофеевич Богомолов, Валерий Леонидович Макаров, Виктор Викторович Ивантер, Николай Яковлевич Петраков, Александр Григорьевич Гранберг.– Наука сейчас делится на две составляющие. Первая – бюджетная тематика, когда каждая кафедра разрабатывает научные темы в рамках учебного процесса.Другая сторона, когда предприятия и организации дают заказ на разработку определенного научного проекта. В этом направлении мы активно сотрудничаем с Газпромом, Мосэнерго, Государственной думой, другими крупными структурами. Ведем работу по вопросам, связанным с миграционными процессами, в том числе и внутри России.Ежегодно на основе грантов, программ и хозяйственных договоров учеными вуза выполняется свыше 70 научно-исследовательских тем. Однако хотелось бы увеличить объемы внебюджетных исследований.Мы публикуем более 400 научных статей в год в профильных изданиях, журналах РАН, издаем около 50 монографий, свыше 170 учебников и учебных пособий. Ученые университета – активные участники общероссийских и международных научных конференций и конгрессов.– Безусловно, мы занимаемся этими вопросами, хотя, надо признать, внешняя среда оказывает на молодых людей очень большое воздействие.Тем не менее нам удалось организовать Центр воспитательных программ и выделить для этого специальный корпус. Кроме того, мы сейчас разрабатываем внутривузовский Кодекс чести студента, который будет готов к сентябрю. Если эти правила чести останутся не только на бумаге, но в головах и сердцах наших ребят, значит, мы трудились не зря. Помогают нам и Студенческий совет, и студенческие комитеты, и профсоюзная организация, которые имеют влияние во всех сферах университетской деятельности.– Быть ведущим инновационным научно-образовательным центром России, достойным лидером в области менеджмента, активно участвовать в создании новой отечественной экономики.

amp-next-page separator