У каждого своя правда
Киноэпопея «Освобождение»… Создатель этой ленты, режиссер Юрий Озеров писал в свое время: «Незадолго до того, как я взялся за работу над «Освобождением», на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской армии, извращалась история. И мне, старому солдату, было нестерпимо обидно видеть подобные ленты». Эпопею снимали долгих четыре года – соавторами Озерова как сценариста стали Юрий Бондарев и Оскар Курганов. Сам режиссер не скрывает того, что часто консультировался с Георгием Жуковым. 35 лет тому назад это было оправданно. И очень зрелищно. Но сегодня, увы, лента действительно смотрится как «наш ответ». Таким, например, лентам, как американский «Самый длинный день», – военный блокбастер, повествующий о высадке союзников в Нормандии.Потом появились другие фильмы о войне. «Горячий снег» по роману Юрия Бондарева и «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева, в 1972-м, год спустя после «Освобождения».Еще через год – «В бой идут одни старики» Леонида Быкова и в 1976-м его же «Аты-баты, шли солдаты». И это была уже другая война – не слепая и яростная, а безжалостная и неумолимая. А до этого были «Живые и мертвые» Александра Столпера, снятые почти дословно по роману Константина Симонова – о горечи первых потерь и первых поражений. И было «Возмездие» («Солдатами не рождаются»), снятое в 1967-м – о том, как мы учились побеждать…Если выстроить все эти ленты в хронологическом порядке, то как раз и получится та самая эпопея о войне – разодранное снарядами на части повествование о сломанных судьбах и ушедших жизнях. Хорошо, что сегодня режиссеры снова обращаются к этой теме – такую эпопею продолжать нужно обязательно. Чтобы нынешние российские школьники помнили о войне не по «Перл-Харбору» и «Спасти рядового Райана».Потому как судьба мира решалась не на Тихом океане и не в Нормандии.