Новая крыша для Рембрандта и Пикассо
Перспективы развития московской сокровищницы были рассмотрены на выездной коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии совместно с Фондом музея при участии видных представителей нашего культурного сообщества.– Речь идет о проекте не просто амбициозном и не просто музейном, – сказал руководитель агентства Михаил Швыдкой, – а о создании на карте Москвы нового уникального культурного пространства.Как известно, руководство музея, выполняя завет своего основателя профессора Ивана Цветаева, уже многие годы стремится к созданию «просветительского городка» на Волхонке, осваивая переданные ему соседние здания и земли. Часть таких зданий (всего их 11) уже «освоена». Открыты Музей личных коллекций, Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. За пять лет еще нужно отреставрировать три исторических здания на Волхонке и в Малом Знаменском переулке и построить два новых. В первую очередь – фондохранилище.К тому же само главное здание музея, как было отмечено на коллегии, находится «на пределе своих конструктивных возможностей».Сумма, которая потребуется на реконструкцию всего «квартала искусств» до 2012 года, – более 9 миллиардов долларов. Пойдет ли государство на такие расходы?– Нужно не терять оптимизма, – поделилась с корреспондентом «ВМ» директор музея Ирина Антонова. – В 90-е годы было намного сложнее, но удалось реконструировать Третьяковскую галерею и Исторический музей. Меня обнадежила моя встреча с министром экономики Германом Грефом. Названная сумма его не испугала. Но он обязал нас подготовить проект. Мы должны успеть сделать это в нынешнем году, учитывая трехлетнее планирование бюджетных расходов. Думаю, почти весь 2008 год уйдет на согласования.Однако вопросы остаются. С этого мы и начали нашу беседу с [b]Ириной АНТОНОВОЙ.– Ирина Александровна, внешне ваше главное здание производит благополучное впечатление, но, как оказывается, и с ним много проблем?[/b]– За 95 лет в нем не было ни одного капитального ремонта. Кончился срок эксплуатации стеклянной крыши после ее последнего обновления. А ведь площадь остекления – 7 тысяч квадратных метров. Во время войны крышу разбомбили. В зале древнегреческих надгробий лежал снег. По розовой лестнице стекали ручьи талой воды. После того как кровлю восстановили, ее много раз приводили в порядок, но очевидно, что она требует более серьезной реконструкции.– Что главное – трудно сказать. С фундаментом, может быть, дела еще хуже. Прямо под нами проходит линия метро. Когда в нижнем зале читают лекции, отчетливо слышно, как под ним бегут поезда метро. Все трясется, в стенах появляются и увеличиваются трещины.Под фундаментом возникли каверны. Пришлось пломбировать пустоты под Греческим двориком. Полной и надежной защиты от вибрации пока нет. Это сказывается и на экспонатах. С нашим зданием получается, как с Бруклинским мостом. Когда с одной стороны его уже заканчивают красить, то одновременно начинают красить с другой…Жить в режиме «нос подняли – хвост увяз» уже невозможно. Наши инженерные системы не отвечают современным требованиям, отсутствует система поддержания климата для хранения экспонатов, система подъемных механизмов…– Уже ничего нельзя затягивать. Ждущие своей очереди на реставрацию здания не дают покоя предприимчивым коммерсантам. Приходят и говорят: у вас медленно идут дела, поможем ускорить, если вы нам выделите часть площадей. Поэтому нам самим надо действовать быстрей.– Музей получил большинство зданий в тяжелом состоянии, буквально в руинах. Мы вернули верующим церковь Антипия, замечательный одноапсидный храм XVI столетия с пристройками последующих веков. Постарались отдать памятник в лучшем виде. На крыше старинного особняка, в котором сейчас Дом графики, росли деревья. Если бы вы видели, в каком виде к нам перешла усадьба Вяземских-Долгоруковых. Мы ее тоже превратим в отличную картинную галерею. Но для того чтобы вести реконструкцию главного здания, не закрывая музей, нам очень нужна эта галерея. Рядом с домом 8 по Знаменскому построим новейшее фондохранилище.Вообще благодаря осваиваемым площадям музей увеличится фактически вдвое. Наш «музейный квартал» – это часть программы столичного правительства «Золотое кольцо Москвы». После реконструкции он превратится в пешеходную зону с насыщенной культурной жизнью. Здесь будут объединены старая и современная архитектура. Возникнет как бы небольшой музей архитектурных стилей. А объединит все единый замысел проектанта– Это действительно так. Он любит «диалог культур». А наш музей – это семь тысячелетий художественной истории. Археологическая коллекция начинается с V тысячелетия до нашей эры, а диапазон экспонатов – от Древнего Египта до Пикассо и новейшего авангарда. Фостеру такой «диалог» удается.Во Франции он сумел добиться сочетания современной архитектуры в гармонии с античным храмом. А Британский музей тонко вписал в новую архитектуру Лондона. И проект реконструкции петровского ансамбля «Новая Голландия» выполнен блестяще. Надеемся, что его идеи для Москвы будут на столь же высоком уровне. Место рядом с Кремлем должно быть представительным, привлекательным и комфортным для туристов. Я приветствую решение городских властей не строить больше офисов в историческом центре. А вот «музейному кварталу» здесь самое место.[b]СПРАВКА «ВМ»Открыт –.– основана Картинная галерея музея. – организован ежегодный фестиваль «Декабрьские вечера» – открыт Музей личных коллекций. – образован отдел музыкальной культуры Музей-квартира Святослава Рихтера.– открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков; – образован Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».[b]КОММЕНТАРИЙ «ВМ»– Музею имени Пушкина еще предстоит пережить то, что сейчас переживает Большой театр. Ремонт – это два пожара, а реконструкция… сами понимаете. Но это только радует. Потому что всемирно известный музей, да и сама его директор Ирина Александровна – это национальное достояние России.[/i]