Прощай, Большой, прощай!
Незадолго до революции, 10 февраля 1917 года, Федор Иванович поставил в Большом театре оперу Верди «Дон Карлос», исполнил партию Филиппа. Кстати, этот спектакль, как и многие другие выступления Шаляпина во время Первой мировой войны, был благотворительным. А в своем доме на Новинском бульваре певец открыл лазарет для увечных воинов, его жена и дочери выхаживали раненых. Новая жизнь – новые песни.Его имя и истинный талант не могли не притягивать публику, и это не оказалось вне поля внимания комиссаров от искусства: в годовщину переворота Совнарком присвоил Шаляпину звание народного артиста.Жрецы Пролеткульта определили оперу махровым пережитком прошлого. Требовали распустить труппы бывших императорских театров – Мариинского, Александринского и Михайловского, а их здания и все имущество отдать самодеятельным рабочим кружкам. Из-за этого Шаляпин добился встречи с Лениным, и было принято решение объединить академические театры в ассоциацию и сохранить за ними реквизит и проч. Так явился миру надлежащий декрет, скрепленный подписями Ленина и Луначарского.Но не все шло так гладко. Порой притеснения властей зашкаливали. С горьким юмором фиксирует Шаляпин в мемуарах, как доводилось ему общаться с сильными мира того: «Товарищ Зиновьев, Совет солдатских и матросских депутатов Ялты снял с моего текущего счета так около 200 000 рублей. Не можете ли вы также похлопотать, чтобы мне вернули эти деньги ввиду продовольственного, денежного и даже трудового кризисов?– Ну, это уж... – недовольно пожал плечами товарищ Зиновьев, которому я показался, вероятно, окончательно несерьезным человеком. – Это не в моем ведении. А по телефону, я слышал (во время беседы со мною), он говорил:– С ними церемониться не надо. Принять самые суровые меры... Эта сволочь не стоит даже хорошей пули...»В двадцатом году Шаляпин возобновил зарубежные гастроли.После многолетнего «антракта» его концерты произвели фурор в Европе и Америке. Он вновь познал цену успеха – те гонорары, да и само отношение к таланту не шли ни в какое сравнение с жалкой участью артиста на родине. Скорее всего, это и явилось одной из причин его нежелания возвращаться в Россию.Решение покинуть Россию пришло не сразу: «Если из первой моей поездки за границу я вернулся в Петербург с некоторой надеждой как-нибудь вырваться на волю, то из второй я вернулся домой с твердым намерением осуществить эту мечту. Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя...»24 августа 1927 года Совнарком постановил лишить Шаляпина звания народного артиста. Теперь о перипетиях жизни гения России напомнит вам Дом-музей Шаляпина на Новинском бульваре. В пространство меж домов втиснут и памятник – бронзовый артист на лавочке в окружении корзин с цветами. Не все довольны этим монументом, да и место, говорят, выбрано неправильно – правильным решением было б установить достойный памятник возле Большого театра. Не судьба. «А по разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным и никаких приказаний – ни царских, ни комиссарских – не переношу» – пожалуй, это высказывание артиста больше всего характеризует его самобытный характер, который если и мог преклониться, то лишь перед мощью самобытного дара.