Дельталет над гнездом пожарищ
«От винта!» – командует пилот 21-го поисково-спасательного отряда Мособлспаса Михаил Новиков. Мы выруливаем на проселочную дорогу и делаем короткий разбег.Несколько секунд – и околица деревни Васюковская проваливается вниз, под сиренево-сизоватую дымку. Ошалелые коровы превращаются в забавных букашек, а машины и дома становятся игрушечными. Вокруг, куда ни глянь – марево смога от занявшихся лесов и торфяников. Где именно горит, со 150-метровой высоты не видно. Но Новиков, делая круг над озером Свиношным, уверенно показывает рукой на юго-восток. По его мнению, именно оттуда, от Рязанской области, дым в основном и надвигается.В экспериментальном режиме сверхлегкая авиация для разведки лесных пожаров используется уже несколько лет. Но официально на вооружение Мособлспаса аппараты под названием «дельталет» поступили только что. Государственные фирмы такую мелочь не делают. Как правило, дельталеты собирают частные фирмы из комплектующих, изготавливающихся авиазаводами. А сертифицирует и регистрирует готовое изделие МЧС.Зачем эта экзотика спасателям и пожарным? «Дельталет в наших условиях – палочка-выручалочка, – считает Сергей ЖУХИН, начальник 48-го Управления по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, отвечающего за Шатурский район. – Классическая авиаразведка у нас малоэффективна: пилот самолета не скажет, что именно горит, как лучше подобраться к очагу и есть ли поблизости вода. А благодаря Георгиевичу мы перед утренним разводом всегда знаем конкретную обстановку и боремся с огнем намного эффективнее.Конечно, можно заказать вертолет, но он на порядок дороже! Михаил Георгиевич Новиков – летчик с 40-летним стажем. Командовал эскадрильей ТУ-134 в подмосковном Чкаловском, служил личным пилотом глав МВД.«Возил шестерых министров от Бакатина до Степашина», – вспоминает Новиков. Сверхлегкой авиацией занимается последние девять лет.– Сейчас в Московской области задействованы три экипажа на четырех аппаратах, – говорит Новиков. – Кроме Шатуры, дельталеты есть еще в Серпухове, в Ногинске и в Красном Поселке по трассе Москва–Рига. Эта машина – логическое продолжение пути от дельтаплана к мотодельтаплану. Если помните, дельтаплан – это крылатый спортивный снаряд, которым человек управляет только лишь собственным телом.Михаил Георгиевич быстро водрузил на мою голову шлем, пристегнул меня ремнями к станине и велел вынуть из карманов ключи: «Не дай бог, на высоте вывалятся и в винт угодят!» Признаюсь честно: пока мы рулили по деревенской тропинке, сердце немножко екнуло. Будто автомобильный двигатель не может в воздухе отказать! И теоретические рассуждения о том, что дельтапланеристы, планируя на треугольном крыле, спокойно спускаются на землю аж с километровой высоты, не очень-то успокаивали. Но когда Новиков набрал высоту, опасения уступили место эйфории. Хотя ощущения и в самом деле необычные.Представьте, что вы болтаетесь на… унитазе, а под вами – пустота (конструктивная геометрия дельталета такова, что пассажир помещается в своем кресле, только сильно разводя ноги в стороны и опираясь ступнями ног на продольные стальные оси).– Вообще-то полтораста метров – недостаточная высота, разведку надо вести минимум на трехстах, – говорит пилот довольному журналисту, когда мы благополучно совершаем мягкую посадку. – Но, боюсь, сегодня я и с шести сотен ничего не увижу: абсолютный штиль, и дымка равномерно расползлась по округе. А вообще в Шатурском районе возгорания сейчас сосредоточены в трех местах старых торфоразработок: к северу и к западу от Святого озера, а также далеко на юг, по рязанскому направлению. Вчера летал в Ногинский район – там чисто.Под Павловским Посадом – два небольших очага. А вот ореховозуевские власти «по традиции» от наших услуг отказываются, и зря. У них я насчитал пять очагов, а теплой и сухой осенью 2005-го там горело еще в ноябре, когда даже в Шатуре все потушили.По словам Новикова, в этот сезон очаги под Шатурой в массовом порядке стали появляться полторы недели назад, когда установилась нетипичная для конца августа засуха и одновременно началась осенняя охота: «Думаю, все беды от охотников».Последние слова Сергея Викторовича живописно иллюстрирует свежая гарь у садоводческого товарищества «Загорье», что за поселком Керва. Лесной пожар здесь потушили два дня назад. Идем по обуглившимся кочкам, как вдруг посреди леса – избушка! Чья-то несостоявшаяся дача… А вокруг из-под земли уже пробиваются новые язычки пламени.– В целом по району мы оцениваем обстановку как спокойную: в лесах и на торфяниках зафиксировано, включая этот, всего 9 очагов, все они локализованы и окараулены, – говорит Жухин, пока мы болотом пробираемся на шум работающей пожарной машины. – Но не забывайте: это торф! Чтобы его потушить, каждый квадратный сантиметр торфяника надо пролить десятью литрами воды. Хорошо, что власти наконец-то вспомнили о наших нуждах: увеличен штат управления, закуплены 6 новых единиц техники, в помощь на борьбу с огнем выделены солдаты-срочники. Нет и былой разобщенности с пожарными лесничеств. И даже если погодные условия окажутся неблагоприятными, я уверен: шатурские пожарные справятся своими силами и до Москвы дым наших пожарищ не дойдет.Тем временем в минувшую среду приторный запах горелых торфяников впервые за нынешнее лето ощущался в Егорьевске, а в пятницу сильное задымление автор этих строк видел уже под Гжелью. Видимо, желая перестраховаться, шатурские власти в минувшие выходные запретили посторонним въезд в соседние с лесами населенные пункты, а также в наиболее опасные в пожарном отношении кварталы заброшенных торфоразработок. Приостановлена до особого распоряжения и осенняя охота.Увы, пока засуха продолжается, и о дождях, на которые так надеялись шатурские пожарные в пятницу, остается лишь мечтать.Хуже того: поднялся устойчивый ветер. Так что уповаем на тебя, пилот Новиков, и на твою верную треугольную «птицу»!