Благословите женщину на брак!
Его ленты «Ворошиловский стрелок» и «Благословите женщину» успешно апеллировали к популистским настроениям в обществе, которые заметно усилились в связи с массовым разочарованием в ельцинских реформах. Нелегкие женские судьбы являлись стержнем этих фильмов и экранизации скандального романа Дудинцева «Не хлебом единым». Но парадоксально: этот наиболее успешный в художественном отношении фильм не снискал особой любви масс, поэтому Говорухин на этот раз решил снять простенькую лирическую комедию «Артистка» о судьбе рядовой артистки и снова преуспел.Фильм в чем-то близок к пьесам Вампилова, но в нем нет ни надлома, ни отчаяния. Его герои стоически несут бремя рядового постсоветского человека, лишенного порой демократами даже элементарных прав и жизненных удобств.Евгения Добровольская давно специализируется на ролях милых недотеп и неудачниц. И в этих ролях она бесподобна, ибо этому способствует как ее плаксивый облик, так и незаурядный актерский темперамент. Ее Аня Петрова – не слишком везучая театральная актриса, которой почему-то всегда достаются лишь второстепенные роли. Сниматься в кино ее тоже не берут и замуж не зовут, хотя ей далеко за тридцать. На работе в театре ее уважает актер-пьяница (Михаил Ефремов), который неделями не может вернуть жалкий долг в триста рублей.Анечке остается лишь коротать время в кафе «Ваниль», что напротив храма Христа Спасителя, и оплакивать свою бабскую долю в компании со своей жизнелюбивой соседкой (Мария Аронова) за рюмкой водки.Нехотя отражая назойливые ухаживания соседа-электрика (Александр Абдулов), она и не подозревает, что случайный гость Викентий (Юрий Степанов), одноклассник третьего мужа соседки (Дмитрий Певцов), навсегда изменит привычный (грустный) ход событий в ее одинокой жизни.Именно неунывающая соседка предскажет ей по картам резкий поворот в судьбе. По иронии судьбы ее избранником станет стеснительный ученый-паразитолог Викентий, обаятельный недотепа. Такими ученых изображали в эпоху Сталина, но и ныне расхожие штампы продолжают тиражироваться. Теперь его ожидает, в соответствии с веяниями времени, преподавательская командировка в Испанию. Он целиком находится под каблуком у подозрительной мамаши (Ирина Скобцева), при встрече с которой запуганная Аня представляется домработницей.В этой ленте много непритязательного и незлобивого юмора. Интрига фильма усложнится после того, как Аня в театре получит долгожданную роль Гертруды в Гамлете, а въедливый режиссер (Федор Бондарчук) утвердит ее на роль в своем фильме. Такие сказочные повороты сюжета, бесспорно, придутся по душе широкому российскому зрителю, не избалованному в жизни чудесами.