Чтобы тебя услышали
В год столичный телефон доверия получает около 20 000 обращений. Выходит, что потребность в доверительном разговоре у столичных подростков есть, и немаленькая.В большинстве российских семей детей не уважают и практикуют всевозможные формы жестокого обращения и насилия – таковы невеселые результаты анализа обращений на телефон доверия. Самая распространенная форма насилия – психологическая. Дети страдают от бесправия, беззащитности, беспомощности и бессилия. Жизнь в иных семьях настолько за гранью здравого смысла, что в происходящее даже трудно поверить.По телефону доверия звонят не обязательно, когда беда у ворот. Зачастую дети и подростки обращаются в надежде встретить понимание и человеческий опыт.Получается, что телефон доверия – это «больница», где спасают детей, слишком долго живших на голодном пайке, лишенных любви и заботы о себе как о духовном существе. Тысячи специалистов работают над решением вопроса: как же быть, как помочь этим несчастным и страдающим детям обрести утраченную цельность души? Как помочь им прижиться в этом мире, найти свое место в нашей действительности? В службах доверия пытаются восстановить связи, основанные на доверии, слушать и услышать. Ведь иногда звонят дети и подростки, которых за всю жизнь никто ни разу в жизни не выслушал, у них ни разу не было возможности сказать что-то важное о себе.Самый простой и доступный способ облегчить свою душу – позвонить невидимому и незнакомому абоненту. Так можно снять стресс или депрессию, увидеть выход из ситуации, казавшейся беспросветной. Но нужно помнить, что детская психика очень тонкая, любое неверное или неоднозначное слово может иметь очень сложные последствия. Важно, чтобы по телефону доверия с ребенком говорил опытный специалист.На телефонах доверия обычно работают жизнелюбивые, осознанно живущие люди, нашедшие выход из узких и темных лабиринтов личных затруднений, готовые поделиться, передать ребенку уверенность и позитивный настрой. Разговор должен показать подростку, что доверительные отношения возможны. И если они сложились с незнакомым взрослым человеком, то, значит, не все еще потеряно.Во всем мире подростки обращаются по телефонам доверия с одними и теми же проблемами, которые не зависят ни от образования, ни от страны, ни от климата, ни от материального или социального положения. Первое – это отношения с друзьями, близкими, семейные и школьные отношения.Второе – ощущение собственного одиночества. Чаще молодежь волнует, как признаться в своей симпатии, как пригласить в кино, как строить отношения с мамой, с учителями. Бывают звонки личностные, когда ребенок пытается разобраться в себе, найти свою цель в жизни. Обращаются те, кто переживает потерю близкого человека, подвергся физическому или сексуальному насилию. Одни из самых сложных для консультанта звонков – это обращения детей, задумавших самоубийство.Главный принцип работы телефона доверия – гуманность (т. е. уважение ребенка, который принимается таким, какой он есть. Консультант не имеет права манипулировать или навязывать свою позицию), доступность (телефон доверия доступен днем и ночью, 24 часа в сутки дети, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить психологическую поддержку), анонимность и конфиденциальность (звонящий имеет право не называть свое имя; содержание беседы абсолютно конфиденциально) и бесплатность звонка. Любой диалог с ребенком по телефону доверия строится на доверии и понимании.[b]МНЕНИЕ:– Настроения у подростков меняются часто и легко, но при этом испытываемые тоска, ярость, ненависть, одиночество по-настоящему глубоки, и для подростка очень важно обратиться за помощью именно в данный переживаемый им момент. К сожалению, номеров телефонов доверия практически никто не знает. Для сравнения: в Швеции телефоны доверия для детей и подростков пишутся на ранцах, ластиках, линейках, на школьных досках. А в Бельгии эти номера указываются на каждом таксофоне.[/i]Первый телефон доверия появился еще в советское время, в 1982 году. Это был грандиозный прорыв, объяснивший самые элементарные истины: если у человека болит душа, это вовсе не значит, что он душевнобольной и что место его в психушке. Ему не надо таблеток и уколов – нужна психологическая поддержка.Спустя пять лет, в 1988 году, появилось сразу пять, а еще через год – 10 новых телефонов доверия. В 1991 году была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи РАТЭПП. По данным этой организации, сегодня в 150 городах России действует 158 телефонов доверия.[b]ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ953-98-30113-80-12919-83-47, 919-97-24165-42-21 189-68-60612-80-30491-13-83413-05-35735-84-84